В одном королевстве жили семеро мудрецов, каждый из которых обладал уникальными знаниями и опытом. Однажды к ним в город пришёл слон, и жители решили, что мудрецы должны определить, что такое слон. Каждый из них подошёл к животному с разных сторон и, потрогав его, пришёл к своему выводу.
Первый мудрец потрогал хобот и сказал:
— Слон — это как длинная труба!
Второй мудрец, ощупав ухо, заявил:
— Нет, слон — это как большой веер!
Третий мудрец, схватив ногу, воскликнул:
— Вы ошибаетесь! Слон — это как мощный столб!
Четвёртый мудрец, потрогав хвост, сказал:
— Нет, слон — это как веревка!
Пятый мудрец, ощупав бока, добавил:
— Слон — это как стена!
Шестой мудрец, прикоснувшись к зубу, сказал:
— Слон — это как большой нож!
Седьмой мудрец, потрогав шкуру, заключил:
— Слон — это
как толстая кожа!
С каждым из
мудрецов завязалась спор, и они начали громко кричать, каждый настаивая на
своей правоте. Наконец, мимо проходил король и, услышав шум, остановился. Он
спросил мудрецов, что происходит.
Мудрецы
рассказали королю о своих выводах. Король, выслушав их, сказал:
— Каждый из
вас прав, но только отчасти. Слон не просто один из этих объектов, а сочетание
всех этих качеств. Чтобы понять что-то полностью, нужно рассмотреть это с разных
сторон и объединить разные точки зрения.
Мудрецы
задумались и поняли, что их споры лишь подчеркивают их ограниченное восприятие.
Каждый из них видел только часть правды и не учитывал мнения других.
С тех пор
мудрецы стали работать вместе, обсуждая свои мысли и взгляды, и находили более
полные ответы на сложные вопросы.
Мораль:
Истина часто многогранна, и для её понимания важно учитывать различные точки
зрения. Без сотрудничества и открытости к мнению других можно упустить важные
аспекты реальности.
Есть также
изложения этой притчи в стихотворной форме:
Индийская
басня
(вольный
поэтический пересказ С. Я. Маршака (1940).
Слепцы, числом
их было пять,
В Бомбей явились
изучать
Индийского
слона.
Исследовав
слоновий бок,
Один сказал,
что слон высок
И прочен, как
стена.
Другой по
хоботу слона
Провел рукой
своей
И заявил, что
слон — одна
Из безопасных
змей.
Ощупал третий
два клыка,
И утверждает
он:
— На два
отточенных штыка
Похож
индийский слон!
Слепец
четвертый, почесав
Колено у
слона,
Установил, что
слон шершав,
Как старая
сосна.
А пятый,
подойдя к слону
Со стороны
хвоста,
Определил, что
слон в длину
Не больше чем
глиста.
Возникли
распри у слепцов
И длились
целый год.
Потом слепцы в
конце концов
Пустили руки в
ход.
А так как
пятый был силен, —
Он всем зажал
уста.
И состоит
отныне слон
Из одного
хвоста!
Впрочем, у
этой притчи есть и забавное юмористическое продолжение
Три слепых
слона, решили узнать каков же человек.
Первый пощупал
и сказал, что он плоский и мокрый.