Данная методика является примером
субъективного типологического подхода к изучению личности. Разработчик теста - американский
профессор Дж. Холланд. По мнению Холланда, важнейшей подструктурой личности
является направленность, включающая в себя ценностные ориентации,
установки, интересы, отношения и мотивы.
Методика основана на соотнесении типов
профессии с индивидуальными особенностями человека, и призванного помочь
выбрать профессию с учетом, главным образом, личностных особенностей.
Стимульный материал теста отличается от
подобного рода опросников и представляет собой 42 дихотомические альтернативы,
каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо
осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на
гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или
наборщиком, садовником или метеорологом?» и т.д.
На основе психологического анализа
профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал соответствующих 6 типам
личности:
1. реалистический тип,
2. интеллектуальный тип,
3. социальный тип,
4. конвенциальный тип,
5. предприимчивый тип,
6. артистичный тип.
Каждому типу соответствует 14 различных
профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет
осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого
испытуемого (т.е. проводить т.н. ипсативное оценивание).
Каждый тип является идеальной моделью для
описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и
профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, с которым
сравнивается реальная личность. Каждый тип характеризуется своими психологическими
особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым
окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или
охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей.
Стимульный материал
Просмотрите
пары профессий, и отметьте предпочтительную. Если вам не нравятся (не подходят)
обе альтернативы в паре, выберите менее противную для вас. 
| 
1.
  Инженер-технолог                    
   | 
A | 
Инженер-конструктор | 
Б | 
| 
2. Вязальщик | 
A | 
Санитарный врач | 
Б | 
| 
3. Повар | 
A | 
Наборщик | 
Б | 
| 
4. Фотограф | 
A | 
Заведующий магазином | 
Б | 
| 
5. Чертежник | 
A | 
Дизайнер | 
Б | 
| 
6. Философ | 
A | 
Психиатр | 
Б | 
| 
7. Ученый-химик | 
A | 
Бухгалтер | 
Б | 
| 
8. Редактор научного журнала | 
A | 
Адвокат | 
Б | 
| 
9. Лингвист | 
A | 
Переводчик художественной 
литературы | 
Б | 
| 
10. Врач-психиатр | 
A | 
Статистик | 
Б | 
| 
11. Завуч | 
A | 
Председатель профкома | 
Б | 
| 
12. Спортивный врач | 
A | 
Фельетонист | 
Б | 
| 
13. Нотариус | 
A | 
Снабженец | 
Б | 
| 
14. Перфоратор | 
A | 
Карикатурист | 
Б | 
| 
15. Политический деятель | 
A | 
Писатель | 
Б | 
| 
16. Садовник | 
A | 
Метеоролог | 
Б | 
| 
17. Водитель троллейбуса | 
A | 
Медсестра | 
Б | 
| 
18. Инженер-электронщик | 
A | 
Секретарь-машинистка | 
Б | 
| 
19. Маляр | 
A | 
Художник по металлу | 
Б | 
| 
20. Биолог | 
A | 
Глазной врач | 
Б | 
| 
21. Телеоператор | 
A | 
Режиссер | 
Б | 
| 
22. Гидролог | 
A | 
Ревизор | 
Б | 
| 
23. Зоолог | 
A | 
Главный зоотехник | 
Б | 
| 
24. Математик | 
A | 
Архитектор | 
Б | 
| 
25. Работник детской 
комнаты милиции | 
A | 
Счетовод  | 
Б | 
| 
26. Учитель | 
A | 
Командир части | 
Б | 
| 
27. Воспитатель | 
A | 
Художник по керамике | 
Б | 
| 
28. Экономист | 
A | 
Заведующий отделом | 
Б | 
| 
29. Корректор | 
A | 
Критик | 
Б | 
| 
30. Завхоз | 
A | 
Дирижер | 
Б | 
| 
31. Радиооператор | 
A | 
Специалист по ядерной  
физике | 
Б | 
| 
32. Наладчик | 
A | 
Монтажник | 
Б | 
| 
33. Агроном-семеновод | 
A | 
Председатель колхоза | 
Б | 
| 
34. Закройщик-модельер | 
A | 
Декоратор | 
Б | 
| 
35. Археолог | 
A | 
Эксперт | 
Б | 
| 
36. Работник
  музея                                    
   | 
A | 
Консультант | 
Б | 
| 
37. Ученый | 
A | 
Актер | 
Б | 
| 
38. Логопед | 
A | 
Стенографист  | 
Б | 
| 
39. Врач | 
A | 
Дипломат | 
Б | 
| 
40. Главный бухгалтер | 
A | 
Директор | 
Б | 
| 
41. Поэт | 
A | 
Психолог | 
Б | 
| 
42. Архивариус | 
A | 
Скульптор | 
Б | 
Ключи
Теперь соотнесите ваши ответы с ключами. За
каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Например, если в первом вопросе
вы ответили «инженер-технолог», добавьте 1 балл к первому типу, так как ответ
1А является свойственной ему характеристикой.
1. Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16,
17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А.
2. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А
,16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
3. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А,
17Б, 20Б, 25A, 26A, 27А, 36Б, 38А, 39А,41Б.
4. Конвенциальный тип: 3Б, 7Б, 10Б, 13А,
14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б.
5. Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б,
I5A, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 33Б, 35Б, 37Б, 39Б,40Б.
6. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б,
19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.
Характеристика типов
1
тип: Реалистический
Это мужской, несоциальный,
эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается
конкретными объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие
моторных навыков, ловкости и конкретности. Ориентирован в основном на практический
труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми,
формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Чаще люди этого типа выбирают профессии
механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие
профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности,
настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре
деятельности.
2
тип: Интеллектуальный
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом,
независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные
нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, развитой
способностью формулировать и излагать мысли, склонностью к решению логических,
абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского
направления: ботаника, физика, философия, математика, программирование и
некоторые другие, в которых необходимы творческие способности и нестандартное
мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.
3
тип: Социальный
Ставит перед собой цели и задачи, которые
позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными
умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера:
общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность,
психологическая настроенность на человека. 
Обладает хорошими вербальными (словесными)
способностями, с удовольствием общается с людьми. Математические способности
у него развиты слабее.
Люди этого типа ориентированы на труд,
главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми,
возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей.
Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие,
требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.
4
тип: Конвенциальный
Профессионалы данного типа практичны,
конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на
социальные нормы.
Предпочитают четко определенную
деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед
ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с
канцелярскими и расчетными работами, с созданием и оформлением документов,
установлением количественных соотношений между числами, системами условных
знаков, а именно: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и
другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных
знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности
ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности.
Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно
развиты исполнительские качества.
5
тип: Предприимчивый
Профессионалы данного типа находчивы,
практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к
самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют
тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми
коммуникативными способностями.
Не предрасположены к занятиям, требующим
усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают
деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии:
предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством,
управлением и влиянием на различных людей в разных ситуациях.
6
тип: Артистичный
Профессионалы данного типа оригинальны,
независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и
одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью
мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят,
опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей
реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.
Профессиональная предрасположенность в
наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной
деятельностью.
