пятница, 12 апреля 2013 г.

Выбор Будущей Профессии по Методике Дж. Холланда



Данная методика является примером субъективного типологического подхода к изучению личности. Разработчик теста - американский профессор Дж. Холланд. По мнению Холланда, важнейшей подструктурой личности является направленность, включающая в себя ценностные ориентации, установки, интересы, отношения и мотивы.

Методика основана на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, и призванного помочь выбрать профессию с учетом, главным образом, личностных особенностей.

Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 42 дихотомические альтернативы, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?» и т.д.

На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал соответствующих 6 типам личности:
1. реалистический тип,
2. интеллектуальный тип,
3. социальный тип,
4. конвенциальный тип,
5. предприимчивый тип,
6. артистичный тип.

Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого (т.е. проводить т.н. ипсативное оценивание).

Каждый тип является идеальной моделью для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, с которым сравнивается реальная личность. Каждый тип характеризуется своими психоло­гическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологи­ческих особенностей.

Стимульный материал

Просмотрите пары профессий, и отметьте предпочтительную. Если вам не нравятся (не подходят) обе альтернативы в паре, выберите менее противную для вас.

1. Инженер-технолог                    
A
Инженер-конструктор
Б
2. Вязальщик
A
Санитарный врач
Б
3. Повар
A
Наборщик
Б
4. Фотограф
A
Заведующий магазином
Б
5. Чертежник
A
Дизайнер
Б
6. Философ
A
Психиатр
Б
7. Ученый-химик
A
Бухгалтер
Б
8. Редактор научного журнала
A
Адвокат
Б
9. Лингвист
A
Переводчик художественной
литературы
Б
10. Врач-психиатр
A
Статистик
Б
11. Завуч
A
Председатель профкома
Б
12. Спортивный врач
A
Фельетонист
Б
13. Нотариус
A
Снабженец
Б
14. Перфоратор
A
Карикатурист
Б
15. Политический деятель
A
Писатель
Б
16. Садовник
A
Метеоролог
Б
17. Водитель троллейбуса
A
Медсестра
Б
18. Инженер-электронщик
A
Секретарь-машинистка
Б
19. Маляр
A
Художник по металлу
Б
20. Биолог
A
Глазной врач
Б
21. Телеоператор
A
Режиссер
Б
22. Гидролог
A
Ревизор
Б
23. Зоолог
A
Главный зоотехник
Б
24. Математик
A
Архитектор
Б
25. Работник детской
комнаты милиции
A
Счетовод 
Б
26. Учитель
A
Командир части
Б
27. Воспитатель
A
Художник по керамике
Б
28. Экономист
A
Заведующий отделом
Б
29. Корректор
A
Критик
Б
30. Завхоз
A
Дирижер
Б
31. Радиооператор
A
Специалист по ядерной
физике
Б
32. Наладчик
A
Монтажник
Б
33. Агроном-семеновод
A
Председатель колхоза
Б
34. Закройщик-модельер
A
Декоратор
Б
35. Археолог
A
Эксперт
Б
36. Работник музея                                    
A
Консультант
Б
37. Ученый
A
Актер
Б
38. Логопед
A
Стенографист 
Б
39. Врач
A
Дипломат
Б
40. Главный бухгалтер
A
Директор
Б
41. Поэт
A
Психолог
Б
42. Архивариус
A
Скульптор
Б


Ключи

Теперь соотнесите ваши ответы с ключами. За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Например, если в первом вопросе вы ответили «инженер-технолог», добавьте 1 балл к первому типу, так как ответ 1А является свойственной ему характеристикой.


1. Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А.
2. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А ,16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
3. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 20Б, 25A, 26A, 27А, 36Б, 38А, 39А,41Б.
4. Конвенциальный тип: 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б.
5. Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, I5A, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 33Б, 35Б, 37Б, 39Б,40Б.
6. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.

Характеристика типов

1 тип: Реалистический

Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Ориентирован в основном на практичес­кий труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, по­вара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.

2 тип: Интеллектуальный

Профессионалы данного типа отличаются аналитичнос­тью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими способностями, развитой способностью формулировать и излагать мысли, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-ис­следовательского направления: ботаника, физика, филосо­фия, математика, программирование и некоторые другие, в которых необходимы творческие способности и нестан­дартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.

3 тип: Социальный

Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека.

Обладает хорошими вербальными (словесными) спо­собностями, с удовольствием общается с людьми. Матема­тические способности у него развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.

4 тип: Конвенциальный

Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориенти­рованы на социальные нормы.

Предпочитают четко определенную деятельность, вы­бирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными ра­ботами, с созданием и оформлением документов, установ­лением количественных соотношений между числами, сис­темами условных знаков, а именно: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способ­ности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполни­тельские качества.

5 тип: Предприимчивый

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной актив­ности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуни­кативными способностями.

Не предрасположены к занятиям, требующим усид­чивости, большой и длительной концентрации внима­ния. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприни­матель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руко­водством, управлением и влиянием на различных людей в разных ситуациях.

6 тип: Артистичный

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмо­циональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.

Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.