Характер — это
индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека. Это
слово происходит от древнегреческого корня, обозначающего «отпечаток»,
«отличительная черта», «признак», «примета», «особенность». Характер — это по
большей части результат воспитания и самовоспитания. В отличие от темперамента,
в значительной степени обусловленного врожденными качествами, характер
складывается преимущественно на протяжении жизни, под влиянием общения с
другими людьми. Несколько ярких личностных черт составляют рисунок личности.
В этом случае мы говорим: «Он человек целеустремленный и очень
принципиальный, на него можно положиться с трудной ситуации» или «Он добрый,
отзывчивый человек, всегда поможет».
Акцентуации характера — это резкие обострения его отдельных качеств, которые при неблагоприятных условиях могут приводить к возникновению жизненных проблем. Если это обостренное свойство характера, ярко выраженное в акцентуации личности, мешает человеку жить в обществе или обществу трудно принять этого человека, то в этом случае речь идет о психопатической личности, а если это свойство еще и усиливается с течением времени, то это уже проявление психического заболевания.
К. Леонгард
отмечал, что «...акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но
обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние»
Методика, приведенная ниже, позволяет определить выраженность 13 («чертовой дюжины») акцентуаций характера. Методика разработана изначально для подростков и «молодых взрослых», однако и не очень молодые взрослые могут найти результаты совего тестирования полезными. Методика довольно объемная (104 вопроса), и полное проведение теста займет около получаса.
Типы акцентуаций имеют названия, похожие на медицинские термины, однако их наличие отнюдь не свидетельствует о каких-либо психических расстройствах. Это не болезнь, а индивидуальное своеобразие характера.
Для подростков
проявления акцентуаций характера весьма типичны и если не приводят к серьезным
проблемам в общении, то считаются совершенно нормальными. По мере дальнейшего
взросления они обычно несколько сглаживаются (что, кстати, служит одним из признаков
личностного роста). Поэтому не пугайтесь названий. 
Методика
разработана Прутченковым А. С. и Сияловым А. А. в 1994 году.
Подготовка Теста
Подготовьте
заранее бланк для ответов в следующем формате:
| 
1 | 
2 | 
3 | 
4 | 
5 | 
6 | 
7 
„ | 
8 | 
9 | 
10 | 
11 | 
12 | 
13 | 
| 
14 | 
15 | 
16 | 
17 | 
18 | 
19 | 
20 | 
21 | 
22 | 
23 | 
24 | 
25 | 
26 | 
| 
27 | 
28 | 
29 | 
30 | 
31 | 
32 | 
33 | 
34 | 
35 | 
36 | 
37 | 
38 | 
39 | 
| 
40 | 
41 | 
42 | 
43 | 
44 | 
45 | 
46 | 
47 | 
48 | 
49 | 
50 | 
51 | 
52 | 
| 
53 | 
54 | 
55 | 
56 | 
57 | 
58 | 
59 | 
60 | 
61 | 
62 | 
63 | 
64 | 
65 | 
| 
66 | 
67 | 
68 | 
69 | 
70 | 
71 | 
72 | 
73 | 
74 | 
75 | 
76 | 
77 | 
78 | 
| 
79 | 
80 | 
81 | 
82 | 
83 | 
84 | 
85 | 
86 | 
87 | 
88 | 
89 | 
90 | 
91 | 
| 
92 | 
93 | 
94 | 
95 | 
96  | 
97 | 
98 | 
99 | 
100 | 
101 | 
102 | 
103 | 
104 | 
| 
I | 
11 | 
III | 
IV | 
V | 
VI | 
VII | 
VIII | 
IX | 
X | 
XI | 
XII | 
XIII | 
Проинструктируйте
тестируемого (если это не вы сами), что в каждую из 104 клеток должны быть
вписаны соответствующие баллы ответов  —
слева направо ряд за рядом. Отвечая на утверждения теста, необходимо оценить степень
своего согласия, или несогласия следующими баллами:
+2 — совершенно верно, я, как правило, так и
делаю;
+1 — верно, но все же бывают заметные исключения;
0   — трудно
сказать;
-1  — не
верно, но все же иногда бывают такие ситуации;
-2 — совершенно неверно, это несвойственно для
моей обычной жизни.
Постарайтесь обьяснить
вашим детям что нужно попытаться честно и непредвзято ответь на вопросы, по
возможности исползуя по минимуму опцию «Трудно сказать», отдавая предпочтение
одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими привычками,
желаниями, поступками. Причем, любое из приведенных в тесте утверждений, нужно
оценивать, исходя из принципа «как правило» и из обычного для тестируемого образа
жизни. Ведь мы все время от времени бываем или веселыми, или раздражительными.
При самотестировнии, следуйте этой рекоммендации сами. 
Как вы понимаете,
здесь нет правильных и неправильных ответов, это не математика. Поэтому
постарайтесь обьяснить ребенку, что он не должен угадать ответа, который вы от
него ждете, либо из-за подростковой вредности отвечать с точностью наоборот.
Вскрытие психотипа поможет лучше понять сильные и слабые стороны, и разработать
стратегический подход к развитию личности.
Вопросы Теста
1. Я никогда не доверяю,
незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав
2. Мне не раз приходилось убеждаться,
что дружат из выгоды.
3. Я всегда чувствую себя
бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня хорошее.
4. Мое самочувствие очень
зависит от того, как относятся ко мне окружающие.
5. Мое настроение
улучшается, когда меня оставляют одного.
6. Я не могу спокойно спать,
если утром надо вставать в определенный час; я слишком мнителен, без конца
тревожусь и беспокоюсь обо всем.
7. Малейшие неприятности
сильно огорчают меня; после огорчений и беспокойств возникает плохое
самочувствие.
8. У меня плохой и
беспокойный сон, часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня —
самое тяжелое время суток.
9. Мое настроение обычно
такое же, как у окружающих меня людей.
10. О друзьях, с кем
пришлось, расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.
11. Я плохо сплю ночью и
чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен.
12. Мое настроение легко
меняется от незначительных причин.
13. Недели хорошего
самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.
14. Я считаю, что у человека
должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.
15.  У меня случаются приступы плохого самочувствия
с раздражительностью и чувством тоски.
16. Я сплю мало, но утром
встаю бодрым и энергичным. 
17. Мое настроение очень
зависит от общества, в котором я 
нахожусь.
18. Никогда не следую общей
моде, а ношу то, что мне самому понравилось.
19. Плохое самочувствие
появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.
20. Нередко я стесняюсь,
есть при посторонних людях, я чрезмерно чувствителен.
21. Всегда боюсь, что мне не
хватит денег, и очень не люблю брать в долг.
22. Я считаю, что самому не
следует выделяться среди окружающих.
23. Я легко завожу новые
знакомства.
24. О своей одежде я мало
думаю.
25. В одни дни я встаю
веселым и жизнерадостным, в другие - без всякой причины с   утра угнетен и уныл.
26. Периодами у меня бывает
волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.
27. Жизнь научила меня не
быть слишком откровенным даже с друзьями.
28. Сон у меня очень
крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.
29. Я люблю лакомства и
деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать все расходы.
30. Мой coн богат яркими сновидениями.
31.  Я не могу найти себе друга по душе и страдаю
оттого, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться no дальше.
32. У меня настроение
портится от ожидания возможных неприятностей, от неуверенности в себе, от
беспокойства за близких.
33. Если у меня взяли в
долг, я стесняюсь об этом напомнить.
34. Мне кажется, что
окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.
35. Прежде чем
познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что о нем говорят
люди.
36. Я стремлюсь быть с
людьми, трудно переношу одиночество.
37.  В будущем меня больше всего беспокоит мое
здоровье; упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли
внимания моему здоровью.
38.  Я люблю одеться так, чтобы было к лицу.
39.  Периодами я люблю больше дружеские компании,
периодами избегаю их и ищу одиночества.
40. У меня не бывает уныния
и грусти, но может быть ожесточенность и шов.
41. Измены бы я никогда не
простил.
42. Я легко схожусь с людьми
в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и
тепло отношусь к ним.
43. Я люблю яркие, броские
костюмы и одежду.
44. Я люблю одиночество;
свои неудачи я переживаю сам.
45. Я много раз взвешиваю
все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в
рассуждениях, но не в действиях.
46. Моя застенчивость мешает
мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.
47.  Я избегаю новых знакомств, мне не хватает
решительности во всем.
48.  Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли
сказать обо мне ничего плохого.
49.  Не люблю много раздумывать о своем будущем и
заранее рассчитывать все свои расходы.
50. Я чувствую себя таким больным,
что мне не до друзей.
51. Периодами я к деньгам
отношусь легко, и трачу их , не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без
денег.
52. В одни периоды мне
хорошо с людьми, в другие — они меня тяготят.
53. Меня привлекает лишь то
новое, что соответствует моим принципам и интересам.
54.  Для меня главное, чтобы одежда была удобной,
аккуратной и чистой.
55. Я убежден, что в будущем
исполнятся мои желания и планы.
56. Я предпочитаю тех
друзей, которые очень внимательны ко мне.
57.  Я люблю придумывать новое, все переиначивать
и делать по- своему, не так, как все.
58. Часто беспокоюсь, что
мой костюм не в порядке.
59. Я боюсь одиночества, и
тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.
60. В одиночестве я чувствую
себя спокойнее.
61. Я считаю, что всякий
человек не должен отрываться от коллектива.                                                   
62. Люблю разнообразие и
перемены в жизни.
63. Людское общество меня
быстро утомляет и раздражает.
64. Периоды, когда я не
очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила, чередуются с периодами, когда
я упрекаю себя за недисциплинированность.                                           
65. Временами я доволен
собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость.
66. Я не боюсь одиночества,
свои неудачи я переживаю сам ,и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.
67. Я очень аккуратен в
денежных делах, огорчаюсь и расстраиваюсь, когда не хватает денег.
68. Я люблю перемены в жизни
— новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг.
69. Я не переношу
одиночества, всегда стремлюсь быть среди людей; больше всего со стороны
окружающих ценю внимание ко мне.
70. Я допускаю опеку над
собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.
71. Я часто подолгу
размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении
окружающих.
72. Я часто боюсь, что меня
по ошибке примут за нарушителя законов.
73. Будущее кажется мне
мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде всего я виню самого
себя.
74. Я стараюсь жить так,
чтобы будущее было хорошим.
75. При неудачах мне хочется
убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.
76. Незнакомые люди меня
раздражают, к знакомым я уже как-то привык.
77. Я легко ссорюсь, но
быстро  мирюсь.
78. Периодами я люблю
«задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает.
79. Я уверен, что в будущем
докажу всем свою правоту.
80. Предпочитаю раз и
навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.
81. Я люблю всякие
приключения, даже опасные, охотно иду на риск.
82. Приключения и риск
привлекают меня, если в них мне достается первая роль.
83. Я люблю опекать
кого-либо одного, кто мне понравится.
84. В одиночестве я
размышляй или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных
неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.
85. Новое меня привлекает,
но вместе с тем беспокоит и тревожит; 
неудачи приводят меня в отчаяние.
86. Я боюсь перемен и жизни,
новая обстановка меня пугает.
87. Я охотно следую за
авторитетными людьми.
88. Одним людям я
подчиняюсь, другими командую сам.
89. Я охотно слушаю те
советы, которые касаются моего здоровья.
90. Бывает, что совершенно
незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию.
91. Периодами мое будущее
кажется мне светлым, периодами — мрачным.
92. Всегда находятся люди,
которые слушают меня и признают мой авторитет.
93. Если в моих неудачах
кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
94. Я считаю, что для
интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.
95. Я люблю быть первым,
чтобы мне подражали, за мной следовали другие.
96. Я не слушаю возражений и
критики, всегда думаю и делаю по-своему.
97. Если случается неудача,
я всегда ищу, что же я сделал неправильно.
98. В детстве я был
обидчивым и чувствительным ребенком.
99. Я не люблю командовать
людьми, ответственность меня пугает.
100. Считаю, что ничем не
отличаюсь от большинства людей.
101. Мне не хватает
усидчивости и терпения.
102. Новое меня привлекает,
но часто быстро утомляет и надоедает; мне не до приключений.
103. В хорошие минуты я
вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не
хватает положительных качеств.
 104. Периодами я легко переношу перемены в
своей жизни и даже люблю их, но переменами начинаю их бояться и избегать
Обработка результатов теста 
После поведения
теста результаты обрабатываются следующим образом:
Подсчитывается
сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например в клеточках № 1, 14, 27, 40,
53, 66, 79, 92 с учетом знаков
"+" и "–". Сумма баллов в любой колонке находится в
диапазоне от +16 (все восемь утверждений оценены тестируемым оценкой
"+2", т.е. "совершенно верно") до -16 (если все утверждения
оценены "-2", т.е. "совершенно неверно"). 
Расшифровывается
наименование зашифрованных типов акцентуации характера. 
I. (1,14,27,40,53,66,79,92) – параноидальный тип. 
II. ( 2,15,28,41,54,57,80,93) – эпилептоидный тип.
III. (3,19,29,42,55,68,81,94) – гипертимный тип. 
IV. (4,17,30,43,56,69,82,95) – истероидный тип. 
V. (5,18,31,44,57,70,83,96) – шизоидный тип. 
VI. (6,19,32,45,58,71,84,97) – психастенический
тип. 
VII. (7,20,33,46,59,72,85,98) – сензитивный тип. 
VIII. (8,21,34,47,60,73,86,99) – гипотимный тип. 
IX. (9,22,35,48,61,74,87,100) - конформный тип. 
X. (10,23,36,49,62,75,88,101) - неустойчивый тип. 
XI. (11,24,37,50,63,76,89,102) – астенический тип.
XII. (12,25,38,51,64,77,90,103) - лабильный тип. 
XIII. (13,26,39,52,65,78,91,104) – циклоидный тип.
Определяется
степень выраженности каждого из типов путем построения графика "Рисунок
личности", где по горизонтальной оси откладывается номер типа, а по
вертикальной - сумма баллов в колонке. 
Приведем пример:
в результате обработки результатов, у вас получилась следующая таблица:
| 
Номер психотипа | 
I | 
II | 
III | 
IV | 
V | 
VI | 
VII | 
VIII | 
IX | 
X | 
XI | 
XII | 
XIII | 
| 
Сумма баллов | 
+6 | 
+2 | 
+15 | 
+8 | 
-5 | 
-7 | 
-10 | 
-13 | 
+10 | 
+5 | 
+1 | 
+4 | 
+9 | 
Краткая   характеристика Основных  психотипов 
и  практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Более подробные
характеристики по психотипам:
Шкала 1: ПАРАНОИК
Шкала 2: ЭПИЛЕПТОИД
Шкала 3: ГИПЕРТИМ
Шкала 4: ИСТЕРОИД
Шкала 5: ШИЗОИД
Шкала 6: ПСИХАСТЕНОИД
Шкала 7: «СЕНЗИТИВ»
Шкала 8:
ГИПОТИМ
Шкала 9: КОНФОРМНЫЙ ТИП
Шкала 10: НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
Шкала 11: АСТЕНИК
Шкала 12: ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Шкала 13: ЦИКЛОИД
