четверг, 14 марта 2013 г.

Методика диагностики типа акцентуации характера подростков "Чертова Дюжина"


Характер — это индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека. Это слово происходит от древнегре­ческого корня, обозначающего «отпечаток», «отличительная черта», «признак», «примета», «особенность». Характер — это по большей части результат воспитания и самовоспитания. В отличие от темпе­рамента, в значительной степени обусловленного врожденными ка­чествами, характер складывается преимущественно на протяжении жизни, под влиянием общения с другими людьми. Несколько ярких личностных черт составляют рисунок личности. В этом случае мы говорим: «Он человек целеустремленный и очень принципиальный, на него можно положиться с трудной ситуации» или «Он добрый, отзывчивый человек, всегда поможет».

Акцентуации характера — это резкие обострения его отдельных качеств, которые при неблагоприятных условиях могут приводить к возникновению жизненных проблем. Если это обостренное свойство характера, ярко выраженное в акцентуации личности, мешает человеку жить в обществе или обществу трудно принять этого человека, то в этом случае речь идет о психопатической личности, а если это свойство еще и усиливается с течением времени, то это уже проявление психического заболевания.

К. Леонгард отмечал, что «...акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние»

Методика, приведенная ниже, позволяет определить выраженность 13 («чертовой дюжины») акцентуаций характера. Методика разработана изначально для подростков и «молодых взрослых», однако и не очень молодые взрослые могут найти результаты совего тестирования полезными. Методика довольно объ­емная (104 вопроса), и полное проведение теста займет около получаса.

Типы акцентуаций имеют названия, похожие на медицинские термины, однако их наличие отнюдь не свидетельствует о каких-либо психических расстройствах. Это не болезнь, а индивидуальное своеоб­разие характера.

Для подростков проявления акцентуаций характера весьма типич­ны и если не приводят к серьезным проблемам в общении, то счита­ются совершенно нормальными. По мере дальнейшего взросления они обычно несколько сглаживаются (что, кстати, служит одним из при­знаков личностного роста). Поэтому не пугайтесь названий. 

Методика разработана Прутченковым А. С. и Сияловым А. А. в 1994 году.

Подготовка Теста

Подготовьте заранее бланк для ответов в следующем формате:

1

2

3


4

5

6

7

8

9

10

11

12


13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

I

11

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII


Проинструктируйте тестируемого (если это не вы сами), что в каждую из 104 клеток должны быть вписаны соответствующие баллы ответов  — слева направо ряд за рядом. Отвечая на утверждения теста, необходимо оценить степень своего согласия, или несогласия следующими баллами:

+2 — совершенно верно, я, как правило, так и делаю;
+1 — верно, но все же бывают заметные исключения;
0   — трудно сказать;
-1  — не верно, но все же иногда бывают такие ситуации;
-2 — совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни.

Постарайтесь обьяснить вашим детям что нужно попытаться честно и непредвзято ответь на вопросы, по возможности исползуя по минимуму опцию «Трудно сказать», отдавая предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими привычками, желаниями, поступками. Причем, любое из приведенных в тесте утверждений, нужно оценивать, исходя из принципа «как правило» и из обычного для тестируемого образа жизни. Ведь мы все время от времени бываем или веселыми, или раздражительными. При самотестировнии, следуйте этой рекоммендации сами.

Как вы понимаете, здесь нет правильных и неправильных ответов, это не математика. Поэтому постарайтесь обьяснить ребенку, что он не должен угадать ответа, который вы от него ждете, либо из-за подростковой вредности отвечать с точностью наоборот. Вскрытие психотипа поможет лучше понять сильные и слабые стороны, и разработать стратегический подход к развитию личности.

Вопросы Теста

1. Я никогда не доверяю, незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав
2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.
3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня хорошее.
4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.
5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в оп­ределенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и бес­покоюсь обо всем.
7. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огор­чений и беспокойств возникает плохое самочувствие.
8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня — самое тяжелое время суток.
9. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.
10. О друзьях, с кем пришлось, расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.
11. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен.
12. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.
13. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.
14. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.
15.  У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски.
16. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.
17. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я  нахожусь.
18. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.
19. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.
20. Нередко я стесняюсь, есть при посторонних людях, я чрезмерно чувствителен.
21. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.
22. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.
23. Я легко завожу новые знакомства.
24. О своей одежде я мало думаю.
25. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие - без всякой причины с   утра угнетен и уныл.
26. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.
27. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.
28. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кош­марные сновидения.
29. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать все расходы.
30. Мой coн богат яркими сновидениями.
31.  Я не могу найти себе друга по душе и страдаю оттого, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться no дальше.
32. У меня настроение портится от ожидания возможных непри­ятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.
33. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.
34. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.
35. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что о нем говорят люди.
36. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.
37.  В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье; упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.
38.  Я люблю одеться так, чтобы было к лицу.
39.  Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.
40. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесто­ченность и шов.
41. Измены бы я никогда не простил.
42. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.
43. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.
44. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.
45. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
46. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.
47.  Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем.
48.  Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.
49.  Не люблю много раздумывать о своем будущем и заранее рассчитывать все свои расходы.
50. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.
51. Периодами я к деньгам отношусь легко, и трачу их , не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег.
52. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие — они меня тяготят.
53. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
54.  Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.
55. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.
56. Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.
57.  Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по- своему, не так, как все.
58. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.
59. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.
60. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.
61. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.                                                   
62. Люблю разнообразие и перемены в жизни.
63. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает.
64. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность.                                          
65. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость.
66. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я переживаю сам ,и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.
67. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстра­иваюсь, когда не хватает денег.
68. Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых лю­дей, новую обстановку вокруг.
69. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди лю­дей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.
70. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.
71. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.
72. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.
73. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде всего я виню самого себя.
74. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.
75. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.
76. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.
77. Я легко ссорюсь, но быстро  мирюсь.
78. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает.
79. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.
80. Предпочитаю раз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.
81. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск.
82. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль.
83. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.
84. В одиночестве я размышляй или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.
85. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит;  неудачи приводят меня в отчаяние.
86. Я боюсь перемен и жизни, новая обстановка меня пугает.
87. Я охотно следую за авторитетными людьми.
88. Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.
89. Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья.
90. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию.
91. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным.
92. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.
93. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
94. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.
95. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной следовали другие.
96. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.
97. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно.
98. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.
99. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.
100. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.
101. Мне не хватает усидчивости и терпения.
102. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает; мне не до приключений.
103. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств.
 104. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но переменами начинаю их бояться и избегать

Обработка результатов теста

После поведения теста результаты обрабатываются следующим образом:
Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например в клеточках № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92 с учетом знаков "+" и "–". Сумма баллов в любой колонке находится в диапазоне от +16 (все восемь утверждений оценены тестируемым оценкой "+2", т.е. "совершенно верно") до -16 (если все утверждения оценены "-2", т.е. "совершенно неверно").

Расшифровывается наименование зашифрованных типов акцентуации характера.
I. (1,14,27,40,53,66,79,92) – параноидальный тип.
II. ( 2,15,28,41,54,57,80,93) – эпилептоидный тип.
III. (3,19,29,42,55,68,81,94) – гипертимный тип.
IV. (4,17,30,43,56,69,82,95) – истероидный тип.
V. (5,18,31,44,57,70,83,96) – шизоидный тип.
VI. (6,19,32,45,58,71,84,97) – психастенический тип.
VII. (7,20,33,46,59,72,85,98) – сензитивный тип.
VIII. (8,21,34,47,60,73,86,99) – гипотимный тип.
IX. (9,22,35,48,61,74,87,100) - конформный тип.
X. (10,23,36,49,62,75,88,101) - неустойчивый тип.
XI. (11,24,37,50,63,76,89,102) – астенический тип.
XII. (12,25,38,51,64,77,90,103) - лабильный тип.
XIII. (13,26,39,52,65,78,91,104) – циклоидный тип.

Определяется степень выраженности каждого из типов путем построения графика "Рисунок личности", где по горизонтальной оси откладывается номер типа, а по вертикальной - сумма баллов в колонке.

Приведем пример: в результате обработки результатов, у вас получилась следующая таблица:

Номер психотипа

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

Сумма баллов
+6

+2

+15

+8

-5

-7

-10

-13

+10

+5

+1

+4

+9



Краткая   характеристика Основных  психотипов  и  практические педагогические советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина"

В информационную модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты характера,
— привлекательные (положительные) черты характера,
— отталкивающие (отрицательные) черты характера,
— «слабое звено», уязвимое место характера,
—особенности общения и дружбы,
— отношение к учебе и работе.

После характеристики каждого психотипа даются практические педагогические рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций, провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа, и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.

Более подробные характеристики по психотипам:

Шкала 1: ПАРАНОИК

Шкала 2: ЭПИЛЕПТОИД

Шкала 3: ГИПЕРТИМ

Шкала 4: ИСТЕРОИД

Шкала 5: ШИЗОИД


Шкала 7: «СЕНЗИТИВ»

Шкала 8: ГИПОТИМ



Шкала 11: АСТЕНИК


Шкала 13: ЦИКЛОИД