вторник, 25 июля 2023 г.

Исторические Подходы к Лечению Депрессии - Античность

 

Депрессия — болезнь, известная с древности. Людям, страдающим от нее, всегда жилось нелегко — не только из-за собственной тоски, но и из-за отношения общества к проблеме: если раньше больного подозревали в одержимости дьяволом, то в наши времена депрессию часто считают проявлением лени и слабости. Ученые, к счастью, думают иначе и, более того, успешно лечат это заболевание. T&P объясняют, чем настоящая депрессия отличается от обычной хандры и что делать, если от нее страдает кто-то из близких.

 

«Депрессия» — относительно молодой термин, он появился только в XIX веке. Однако сама болезнь существует уже не первое тысячелетие. Она упоминается в древних текстах Месопотамии, Вавилона, Египта и Китая. В те времена причиной депрессии (как, впрочем, и других психических расстройств) считали одержимость человека демонами. Лечением, соответственно, были сеансы экзорцизма: больных избивали, связывали, морили голодом.

 

Античность

 

В древнегреческой мифологии меланхолию считали проклятием богов. Так, скажем, в «Илиаде» герой Беллерофонт после победы над людьми и монстрами испытал острый депрессивный психоз:

 

«Став напоследок и сам небожителям всем ненавистен,

Он по Алейскому полю скитался кругом, одинокий,

Сердце глодая себе, убегая следов человека».

 

Гомер указывает и на фармакологический способ лечения этого заболевания: царица Елена предлагает Беллерофонту отвар из целебных трав, возвращающий ему бодрость.

 

О каких травах идет речь? В античности депрессию воспринимали как один из телесных недугов в рамках теории гуморов. Слюна, сперма, кровь, моча, желудочный сок — все эти жидкости и их комбинации оказывают влияние на здоровье человека, при этом доминирование одной или другой приводит к болезни. Депрессию связывали с черным гумором, черной желчью — собственно, именно так переводится с древнегреческого слово «меланхолия». Его же использует Софокл, рассказывая о мучениях Геракла: того сжигает «черная кровь» кентавра Несса.

 

Черный гумор выделяется селезенкой и представлен в теле такими «темными» субстанциями, как венозная кровь, экскременты темного цвета, смешанная с кровью рвота. Его избыток выводится с помощью сильных слабительных и рвотных: тут-то и наступает черед трав, а именно любимого средства древних греков — отвара из ядовитого Helleborus niger (морозника черного).

 


Симптомы болезни и методы ее лечения описаны и в Гиппократовском корпусе: «Забота, тяжкая болезнь: больному кажется, что у него во внутренностях колет какой-то шип; его мучит тоска; он избегает света и людей; он любит мрак; на него нападает страх; диафрагма выступает наружу; когда к больному прикасаются, ему это причиняет боль; он пугается и видит страшные призраки, ужасные сны и иногда мертвецов… Такому больному нужно дать чемерицу, очистить голову и после очищения головы дать лекарство, очищающее низом, потом прописать пить ослиное молоко. Больной должен употреблять очень мало пищи, если он не слаб; пища должна быть холодная, послабляющая: ничего едкого, ничего соленого, ничего маслянистого, ничего сладкого. Больной не должен мыться горячей водой; он не будет пить вина, а ограничится водой; если же нет, то вино должно быть разбавлено водой; совсем не нужно гимнастики, прогулок. Этими средствами болезнь со временем излечивается, но, если ее не лечат, она оканчивается с жизнью больного».

 

Отметим роль диеты: ослиное молоко полезно, потому что увеличивает в теле количество светлых гуморов; особенно же противопоказаны «темные» виды мяса — козла, быка, буйвола, осла. Пиявок использовали для той же цели: они должны были отсасывать черный гумор от висков. Практика кровопускания при душевных болезнях продержится почти до двадцатого столетия — хотя на место гуморальной теории придут другие.

 

Хрисипп Книдский был убежден, что при депрессии полезно есть побольше цветной капусты, но советовал остерегаться базилика, поскольку тот якобы вызывает безумие. Филистион и Плистоник возражали Хрисиппу, утверждая, что базилик очень полезен тем, кто потерял радость жизни. Филагрий считал, что депрессию вызывает чрезмерная потеря спермы во время ночных поллюций, и прописывал против этого микстуру из имбиря, перца и меда. Его оппоненты считали депрессию абстиненцией, наступающей вследствие полового воздержания, и рекомендовали своим пациентам проводить больше времени в спальне.

 

У древних авторов нет единства относительно роли секса: одни постулируют его пользу при меланхолии, другие придерживаются мнения, что светлый гумор необходимо беречь. Кроме того, в приведенном фрагменте говорится об изменении в поведении. Важно помнить, что для греков медицина — это всегда еще и пайдейя, то есть правильное воспитание и поведение.

 

Дальновидные эллины, как всегда, опережают свое время, заходя на территорию психологии. Аристотель, к примеру, пишет, что у меланхолии есть и позитивные стороны: она придает особую остроту уму, способствует поэтическому и философскому призванию. Эта мысль, как и идея о пользе пиявок, надолго задержится в западной культуре.

 

Следующий важный шаг вперед был сделан во времена Платона: философы того времени пришли к выводу, что причиной душевных болезней могут быть детские переживания и проблемы в семье. Впрочем, дальше этой мысли в те времена продвинуться не удалось — еще через полтысячелетия наступили темные века, не сулившие душевнобольным ничего хорошего.

 

Римский врач Асклепиад занимался лечением депрессии при помощи теплых ванн и смачиваний головы холодной водой, слабительных, массажа, легкими физическими нагрузками, диетой (исключение жирного мяса и вина). Он рекомендовал не оставлять человека в меланхолии одного и советовал ему при наступившем улучшении отправиться в путешествие.

 

Цицерон, римский политический деятель и писатель, в «Беседах о Тускулапах», так четко описывает проявления депрессии, что предполагается, что это знание основывается на его собственном опыте преодоления и тяжелого эпизода меланхолии. Он пишет: «…страх и скорбь возникают от мыслей о зле. Именно страх есть мысль о великом зле предстоящем, а тоска – о великом зле уже в наличии и к тому же свежем, от которого естественно встает такая тоска, что мучающемуся кажется, что он мучается поделом.

 

Эти-то волнения, словно некие фурии, напускают на нашу жизнь неразумие человеческое». Цицерон указывает, что «…всякое умственное расстройство есть бедствие, скорбь же или печаль подобно настоящей пытке». Если страх вызывает подавленность, то скорбь кроет в себе …изнурение, маразм, мучение, сокрушение, искажение и наконец, разрушение, разгрызение, уничтожение ума совсем».

 

Цицерон писал, что самостоятельно выйти из глубокой меланхолии невозможно: «Это не в нашей власти заглушить в себе то, что вообразили злом, затаить или забыть таковое. Он грызет, пугает, колет, жжет, не дает дышать, а ты приказываешь забыть?». Он считал, что лучшим лекарством является время и поддерживающие беседы: «…самое важное при утешении – удалить от скорбящего то представление, будто бы скорбя, он выполняет справедливый и надлежащий долг».

 

Такой подход напоминает некоторые современные методы психотерапии при лечении депрессии. Цицерон считал, что при лечении депрессии важно помочь вернуть веру в будущее, что человеком «…будет выдержано самое острое страдание, если хотя бы издали ему видится надежда на что-то доброе».

 

Плутарх в своих работах описывает состояние, которое современная медицина называет психогенной депрессией. Юный царевич Антиох страдал от сильной меланхолии, чувства вины, ничего не ел, и угасал прямо на глазах. Придворный врач Эразистат решил, что причина меланхолии – тайная любовь. Это подтвердилось, когда врач обнаружил, что сердце юноши бьется, тело дрожит, а на лице выступают капли пота при виде его молодой мачехи. Эразистат сообщил причины болезни отцу, который был готов отказаться от жены, чтобы спасти сына от болезни.

 

Аретей Каппадовкийский в своих работах старается объяснить депрессию как ее физиологическими, так и психологическими причинами: «…черная желчь, заливает диафрагму, проникая в желудок, и вызывая там тяжесть и вздутие, расстройство психической деятельности, дает таким образом меланхолию. Но помимо этого, она может возникнуть и чисто психическим путем: какое-нибудь угнетающее представление, печальная мысль, вызывает совершенно аналогичное расстройство».

 

Его определение депрессии: «Угнетенное состояние души, сосредоточившееся на какой-либо мысли». Меланхолия может возникнуть сама по себе, без каких-либо внешних причин, так и может быть следствием неприятного события. Он считал, что продолжительная меланхолия может привести к равнодушию и безразличию человека, который при этом перестает правильно оценивать себя и окружающий мир, что волне согласуется с современными представлениями о природе и проявлениях депрессии.

 

В Эберсовском папирусе, в одной из известнейших медицинских текстов древнего Египта, также есть упоминание о депрессии. Несмотря на то, что в этой работе предлагаются мистические методы лечения депрессии (изгнание демонов, например), в ней также изложен опыт древних египтян о долгой истории наблюдения за этим расстройством, которая расценивается как болезнь, которую следует лечить.



Источники и Дополнительная Информация:

https://theoryandpractice.ru/posts/8954-kak-voznikaet-depressiya

https://daily.afisha.ru/brain/1797-chernila-melanholii-kak-lechili-depressiyu-pri-gomere-svifte-i-binsvangere/

https://dzen.ru/a/YWBZNDVA2SRfcK3v

https://econet.kz/articles/kak-lechili-depressiyu-v-drevnosti

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...