ИНСТРУКЦИЯ
Отвечая на
нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы
затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так
и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное
«нет» и «скорее нет, чем да».
Отвечать на
вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит
в голову, как: правило, является и наиболее точным.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Включаясь в
работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
2. В деятельности
активен.
3. Склонен к
проявлению инициативности.
4. При выполнении
ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
5. Часто выбираю
крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
трудности.
6. При встрече с
препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При
чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность
деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
внешнего контроля.
9. При выполнении
достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять
настойчивость в достижении цели.
11. Склонен
планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую,
то, скорее с умом, а не бесшабашно.
13. Не очень
настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю
ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые
цели, чем нереально высокие.
15. В случае
неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило,
снижается.
16. При
чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю
планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в
условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже
если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи
при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.
20. Если задание
выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
Ответ «ДА»:
1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20.
Ответ «НЕТ>:
4, 5. 7,9, 13, 15, 17.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
За каждое
совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее
количество набранных баллов.
Если количество
набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь
неудачи).
Если количество
набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на
успех).
Если количество
набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко
не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть
определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13,
имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на
успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная
дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе
активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха.
Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и
активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.
Мотивации на
неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность
человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи.
Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий.
Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях
избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди,
мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой
уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при
необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние
близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих
случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться
с весьма ответственным отношением к делу.
Источник: Реан А.А. Психология личности.
Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с. (с.
138, 146-147)
Информация о Разработчике
Артур
Александрович Реан (8 марта 1957, Уфа) - российский психолог, общественный
деятель; специалист в области психологии личности, социальной и педагогической
психологии. Доктор психологических наук (1992), профессор (1994),
член-корреспондент РАО (1996) по отделению психологии и возрастной физиологии,
Заслуженный деятель науки РФ (2007).
В 1979 г. окончил
Башкирский государственный университет и был принят стажёром-исследователем на
факультет психологии Ленинградского университета им. А. А. Жданова. После
годичной стажировки в 1980 г. поступил в очную аспирантуру факультета
психологии этого же университета и в 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию.
Затем работал в Башкирском госуниверситете ассистентом, затем доцентом кафедры
психологии, после чего работал старшим научным сотрудником, а затем заведующим
лабораторией педагогической психологии во Всесоюзном НИИ профтехобразования
(Ленинград).
В 1992 году на
факультете психологии Ленинградского университета защитил докторскую
диссертацию. Впоследствии работал профессором кафедры общей психологии
Санкт-Петербургского государственного университета; был заместителем декана
факультета психологии по научной работе. В 1996 году избран
членом-корреспондентом РАО. В 1998 году на факультете психологии
Санкт-Петербургского университета создал кафедру психологии и педагогики
личностного и профессионального развития и был избран её первым заведующим. В
2000 - 2004 гг. - профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной
деятельности Российской Академии госслужбы при Президенте РФ (Москва). С 2004
года - профессор кафедры психологии Московского университета МВД России,
одновременно (с 2006 г.) - исполнительный директор и научный руководитель
Федерального социального проекта.