среда, 16 января 2013 г.

Типы Психологических Тестов


Психологическое тестирование (psychological testing) — термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».

Психологическое тестирование используется в различных сферах, таких как самопознание, профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании диагностической коррекционной работы психолога и т. д.

Википедия предлагает следующую классификацию существующих психологических тестов:

Виды тестов

  • Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами.
  • Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
  • Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
  • Тесты личности (психология) (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностейи других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на :
    • Проективные тесты,
    • Личностные опросники и
    • Тесты деятельности (ситуационные тесты).
  • Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора:
    • конструируемый на учебном материале;
    • предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.
  • Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.
  • Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.
  • Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта:
    • адресуются к словесно-логическому мышлению; или
    • направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
    • позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.
Условно, все существующие тесты можно разделить на три большие группы:

1. Профессиональные Тесты

Профессиональные тесты представляют собой научно-разработанные методики диагностирования различных аспектов личности, позволяющие выявить персональные особенности тестируемых, возможные психологические отклонения, и потенциальные подходы к работе с клиентами для лицензированных психологов. В США, такие тесты обычно могут администрироваться лицензированными психологами, имеющими степень доктора в области психологии (PHD). Такие тесты обычно прошли научную валидацию многочисленными специалистами и подтверждены результатами соответствующих исследований. Они редко могут быть использованы для само-администрирования ввиду определенной сложности обработки результатов и необходимости получения специальной подготовки.

2. Познавательные Тесты

Познавательные тесты часто тоже разрабатываются специалистами по психологии и социологии, но они направлены на возможность человека проверить результаты на самом себе или на своих блозких без необходимости получения специального образования или тренинга. Ценность таких тестов ограничена, однако, в определенных случаях, они могут оказать неоценимую помощь в раннем диагностировании психологических проблем и отклонений. Сама возможность для тестируемого задуматься над особенностями своей личности или над проблемами с которыми он/она сталкивается в повседневной жизни может послужить отличную службу для их выявления и нахождения способа работы в нужном направлении.

3. Развлекательные Тесты

В соответствии с названием, главная цель развлекательных тестов создать вам хорошее настроение, и не нужно ждать значительной практической пользы от их использования. Однако, и тут, возможность задуматься над собой, своей жизнью и особенностями характера, позволяет иногда посмотреть на себя под совсем неожиданным углом, и задуматься.

История Психологического Тестирования

Тесты впервые начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)

Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.

Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.

Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования.

Значительное распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов.

Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.

С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что экспери


Источники и Дополнительная Информация:


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...