Психологическое
тестирование (psychological testing) — термин
зарубежной психологии,
обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических
отличий. В отечественной психологии чаще употребляется термин
«психодиагностическое обследование».
Психологическое
тестирование используется в различных сферах, таких как самопознание, профориентации,
профотборе, психологическом
консультировании, планировании диагностической коррекционной работы психолога и т. д.
Википедия
предлагает следующую классификацию существующих психологических тестов:
Виды тестов
- Психологический тест — стандартизированное испытание, по
результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят
о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение
между психологическими, образовательными и проф. тестами.
- Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый,
выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
- Стандартизованный тест — психологический тест с четко
определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и
подсчета баллов.
- Тесты личности (психология) (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностейи других свойств человеческой личности. Личностные тесты
подразделяются на :
- Проективные тесты,
- Личностные опросники и
- Тесты деятельности (ситуационные тесты).
- Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, используются также в целях
профессионального отбора:
- конструируемый на учебном материале;
- предназначенный для оценки уровня
овладения учебными знаниями и навыками.
- Тест имитации — психологический тест, состоящий в
том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой
предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в
процессе отбора претендентов на работу.
- Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный
на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают
определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.
- Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта:
- адресуются к словесно-логическому мышлению; или
- направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
- позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.
Условно, все
существующие тесты можно разделить на три большие группы:
1. Профессиональные Тесты
Профессиональные
тесты представляют собой научно-разработанные методики диагностирования
различных аспектов личности, позволяющие выявить персональные особенности тестируемых,
возможные психологические отклонения, и потенциальные подходы к работе с клиентами
для лицензированных психологов. В США, такие тесты обычно могут
администрироваться лицензированными психологами, имеющими степень доктора в
области психологии (PHD). Такие
тесты обычно прошли научную валидацию многочисленными специалистами и
подтверждены результатами соответствующих исследований. Они редко могут быть
использованы для само-администрирования ввиду определенной сложности обработки
результатов и необходимости получения специальной подготовки.
2. Познавательные Тесты
Познавательные
тесты часто тоже разрабатываются специалистами по психологии и социологии, но
они направлены на возможность человека проверить результаты на самом себе или
на своих блозких без необходимости получения специального образования или
тренинга. Ценность таких тестов ограничена, однако, в определенных случаях, они
могут оказать неоценимую помощь в раннем диагностировании психологических
проблем и отклонений. Сама возможность для тестируемого задуматься над
особенностями своей личности или над проблемами с которыми он/она сталкивается
в повседневной жизни может послужить отличную службу для их выявления и
нахождения способа работы в нужном направлении.
3. Развлекательные Тесты
В соответствии с
названием, главная цель развлекательных тестов создать вам хорошее настроение,
и не нужно ждать значительной практической пользы от их использования. Однако,
и тут, возможность задуматься над собой, своей жизнью и особенностями
характера, позволяет иногда посмотреть на себя под совсем неожиданным углом, и
задуматься.
История Психологического Тестирования
Тесты впервые начали
применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний
учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским
психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к
большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение
эталонов оценки.
Термин
"тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году.
Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения
примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее
разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение
силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и
т.д.)
Французский
психолог А. Бине применил принципы тестологических
исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891)
вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и
этические чувства и т.д.
Первый стандартизированный
педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком.
Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в
психологию и педагогику математических методов.
Американский
психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного
анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических
исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем
развитии тестирования.
Значительное
распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального
отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны
1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора
для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в
психотехнике имеет метод тестов.
Наибольшее
развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й
мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около
20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к
20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для
школ.
С конца прошлого
века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов
(суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось
убеждение, что экспери
Источники и Дополнительная Информация: