Краткая характеристика Основных психотипов
и практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
Методика и вопросы тестирования приведены
Здесь.
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Шкала 10: НЕУСТОЙЧИВЫЙ
ТИП
С детства
непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний,
легко подчиняются другим детям. Такой тип акцентуации характера формируется
нередко у детей, которые перенесли травму мозга. Поэтому к ним нужен особенно
тактичный подход.
Доминирующая
черта характера: полное
непостоянство проявлений. В отличие от конформного психотипа неустойчивый
зависит не от группы окружающих его людей, а от любого человека, который в эту
минуту оказался рядом с ним. Его ничего не может удержать, он поддается влиянию
этого человека.
Привлекательные
черты характера:
общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота
переключения в делах и общении.
Часто, внешне
такие подростки послушны, готовы искренне выполнить просьбу взрослых, по их
желания быстро пропадают, и через некоторое время (иногда совсем незначительный
период) они или забывают о том, что обещали, или ленятся и придумывают массу
причин, объясняющих невозможность выполнить обещанное.
Отталкивающие
черты характера:
безволие, тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость,
хвастовство, соглашательство, лицемерие, трусость, безответственность.
«Слабое звено» итого психотипа: безнадзорность,
бесконтрольность, которые иногда приводят к серьезным последствиям.
Особенности
общения и дружбы.
Подростки этого типа пассивны. стараются избегать конфликтов. Контакты в целом
беспорядочные и бесцельные. Они могут быть в составе сразу нескольких групп,
при этом они действительно перенимают правила и стиль поведения каждого
коллектива.
Неустойчивый
психотип склонен жить сегодняшним днем, часами может смотреть телевизор или
видео, слушать музыку, ничего не делая при этом. Его в принципе по интересуют
развлечения, которые требуют определенных интеллектуальных усилий.
Попадая в группы
сверстников, они выполняют роль подручных у лидеров, могут стать соучастниками
правонарушений и других неблаговидных поступков. Склонны к аффективным
вспышкам, часто отмечается почти полная расторможенность. Например, если такой
подросток, прибежав в школьную столовую, не смог ничего купит, чтобы перекусить
(нет ничего подходящего), он запросто может сбегать в соседний магазин, даже
если при этом он опаздает на следующий урок.
Отношение к
учебе и работе. Под
влиянием очередного увлечения они могут начать хорошо учиться или забросить
занятия. В последнем случае у них
появляются большие пробелы в знаниях и дальнейшее усвоение нового материала
(даже если появляется огромное желание учиться) осложняется.
На уроках
внимание неустойчивое, часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания
выполняют неохотно и нерегулярно, знания их бессистемны. Именно поэтому за ними
нужен постоянны, но тактичный контроль.
На работе
неустойчивый психотип также ненадежен, так как может подвести в любую минуту.
Педагогические
рекомендации
В перечень конфликтогенных
ситуаций следует включить:
·
ситуации
жесткого подчинения дисциплинарным требованиям, особенно если это требуется
делать длительное время;
·
ситуации
ограничения в общении с людьми, которые помогают развлекаться;
·
ситуации
длительных усилий и концентрации сил на какой-то работе;
·
ситуации,
при которых необходимо принимать конкретные решения и нести за них
ответственность.
Оказание педагогической
помощи этому психотипу требует от учителя и родителей большого терпения,
такта, систематичности и настойчивости. Таких подростков нельзя оставлять без
постоянного внимания, они должны быть всегда на виду.
На них
положительно действует хорошо организованный физический .труд, так как он их
дисциплинирует и в какой-то степени эмоционально разряжает.
При организации
воспитания целесообразно согласовывать усилия педагогов и родителей. Только
при постоянных и слаженных усилиях может быть получен положительный результат.
Если же между ними существуют серьезные разногласия, то это может обострить
эмоциональный кризис подростка.
Психотехнические
упражнения
«ДЕЛУ ВРЕМЯ»
Вам очень
правится развлекаться, отдыхать, смотреть телевизор и т.п. Все это очень
хорошо, но попробуйте жить, используя принцип: «Делу — время, потехе — час».
Для этого следуйте правилу: очередное развлечение только после того, как вы
выполните какое-то конкретное дело. Итак, сначала дело, а только потом отдых.
Причем чем больше дел, тем больше развлечений и времени для отдыха.
«ПОСТОЯННОЕ ХОББИ»
Составьте
перечень всех своих последних увлечений, например за один — два месяца.
Проанализируйте их по 5-баллыюй шкале, определите сегодняшний интерес к каждому
увлечению. Вероятно, они все для вас интересны в одинаковой мере или какое-то
уже не вызывает прежнего энтузиазма. Вам предстоит из всего перечня выбрать
только одно увлечение, которое должно стать вашим постоянным хобби, например,
на ближайшие три месяца (лучше полгода). Для вас это трудное решение, но его
необходимо принять и в дальнейшем постараться выполнять. Расширяйте границы
вашего увлечения, находите новых увлеченных этим же делом людей, больше
читайте, выпишите подходящие газеты или журналы, запишитесь (если есть такая
возможность) в кружок или в секцию и т. п. Через полгода повторите анализ,
составьте перечень своих увлечений и выберите одно — свое хобби.