понедельник, 16 февраля 2015 г.

Тест-опросник на профориентацию для подростков. Методика Йовайши



Куда пойти учиться, кем стать, какую профессию выбрать?

Если ваши дети задаются такими вопросами, значит у них есть все шансы стать хорошими специалистами, выбрать работу по душе, сделать карьеру, и начать зарабатывать себе на жизнь, убравшись своевременно с Вашей шеи. Если ваши дети пока этими вопросами не задаются или просто боятся задумываться на эту тему, попробуйте поднять этот вопрос сами. Данный опросник поможет Вам затронуть и найти правильный подход к вопросу подготовки вашего ребенка к выбору профессии.

Для выбора профессии для подростков часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связан с направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.

Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.

Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.


Инструкция для подростка

Укажите, к какому из двух ответов на вопрос вы отдаете предпочтение. Напишите ответ рядом с выбранным вариантом. Некоторые вопросы могут показаться вам одинаково интересными, в таком случае отдайте все же предпочтение одному из них. Свои ответы оцените баллами от 0 до 3 следующим образом.

1. Если вы согласны с положением а), но не согласны с положением б), то рядом с а) напишите цифру 3, а рядом с б) — 0.
2. Если вы согласны с положением б), но не согласны с положением а), то рядом а) напишите 0, а рядом с б) — 3.
3. Если вы отдадите незначительное предпочтение положению а), а не б), то рядом с а) напишите 2, а рядом с б) — 1.
4. Если вы отдадите незначительное предпочтение положению б), а не а), то рядом с а) напишите 1, а рядом с б) — 2.

Постарайтесь отвечать на вопросы искренне, придерживаясь вышеуказанной инструкции. Здесь нет правильного или неправильного выбора, как Вы понимаете.

Вопросы к тесту

1. Некоторые люди считают, что важнее:
а) много знать,
б) создавать материальные блага.
Правы ли они?

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:
а) прекрасный литературный стиль?
б) яркое изображение смелости и храбрости героев?

3. Какое награждение вас больше бы обрадовало:
а) за научное изобретение?
б) за общественную деятельность на общее благо?

4. Если бы вам предоставилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а) директора универмага?
б) главного инженера завода?

5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а) то, что они несут людям искусство и красоту?
б) то, что они выполняют общественно-полезную работу?

6. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение:
а) физика?
б) физическая культура?

7. Если бы вам предоставили пост директора шкалы, на что бы вы обратили большее внимание:
а) на создание необходимых условий, удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.)?
б) на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива?

8. Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:
а) цвет, совершенство формы?
б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?

9. Какие черты характера в человеке больше нравятся:
а) мужество, смелость, выносливость?
б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?

10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а) занятиям по литературе?
б) опытам по физике, химии?

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее поехали бы:
а) как известный спортсмен на международные соревнования?
б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны?

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность:
а) статья о машине нового типа?
б) статья о новой научной теории?

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада?
б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда)?

14. Представьте, что у вас есть много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а) чем-либо практическим (ручным трудом)?
б) общественной работой (на добровольных началах)?

15. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели?
а) выставку новых продовольственных товаров?
б) выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии)?

16. Если бы в школе были только два кружка, какой бы вы выбрали:
а) технический?
б) музыкальный?

17. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
а) на успеваемость учащихся, так как это нужно для их будущего?
б) на спорт, так как это необходимо для укрепления их здоровья?

18. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:
а) научно-популярные?
б) литературно-художественные?

19. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а) работа с машинами?
б) «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?

20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:
а) подготовить учащихся к практической деятельности, умению создавать материальные блага?
б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?

21. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:
а) Поповым, Циолковским,
б) Менделеевым, Павловым?

22. Что важнее дня человека:
а) создавать свой благополучный, удобный быт?
б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство?

23. Для благополучия общества необходимы:
а) правосудие,
б) техника.
Что, на ваш взгляд, важнее для будущего человечества?

24. Какую из двух книг вы с большим удовольствием читали бы:
а) о достижениях спортсменов нашей республики?
б) о развитии промышленности в нашей республике?

25. Что обществу принесет больше пользы:
а) забота о благосостоянии граждан?
б) изучение поведения людей?

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.). Считаете ли вы необходимым:
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей?
б) лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?

27. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы Вы:
а) о выдающихся ученых?
б) о выдающихся художниках?

28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:
а) работу с книгами в библиотеке?
б) работу на свежем воздухе в экспедиции?

29. Что бы вас больше всего заинтересовало в печати:
а) сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи?
б) сообщение о состоявшейся художественной выставке?

30. Вам предоставляется выбор профессии: которой из них вы бы отдали предпочтение:
а) физической культуре или другой работе, связанной с движением?
б) работе малоподвижной, но по созданию новой техники?

Ключ к тесту, обработка результатов

Отвеченные вопросы отметьте в списочном ключе, чтобы определить тенденцию концентрации ответов вокруг ключевых направлений деятельности:

1) сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б;
2)  сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б,26б, 30а;
3) сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б;
4) сфера эстетики и искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а;
5) сфера физического труда, подвижной деятельности: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а;
6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать самыми предпочтительными.


Интерпретация

1)  сфера работы с людьми: учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь.

Это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием бытовым, торговым, медицинским, справочно-информационным), руководством людьми при управлении производством. Выбирающие эти профессии должны отличаться общительностью, способностью находить общий язык с разными людьми, быстро понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их личные качества и особенности.

2)  сфера умственного труда: ученый-исследователь (математик, физик, химик, кибернетик, археолог, геолог), инженер, юрист, врач, эколог, архитектор, продюсер.

Прежде всего это профессии, связанные с наукой. Выбирающие эту сферу деятельности должны обладать высоким уровнем интеллекта, отличаться рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, такие люди в большей степени предпочитают размышлять о какой-либо проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3) сфера технических интересов: программист, электротехник, радиотехник, Web -мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинистка, телефонист.

Для выбирающих профессии этой группы определяющим является интерес к техническим объектам (машинам, механизмам, материалам, видам энергии). Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металлов, механическая сборка, монтаж машин и механизмов, ремонт, наладка, обслуживание механического оборудования; монтаж и ремонт зданий и сооружений; обработка и использование неметаллических материалов (кожа, ткань, пластмасса, дерево); применение подъемных, транспортных средств, управление ими и др.

4) сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод.

Это профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Выбирающие эти профессии, помимо обязательного наличия специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, актерских), как правило, отличаются оригинальностью. В отношениях с окружающими могут занимать несколько отстраненную позицию.

5) сфера физического труда, подвижной деятельности: спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер, бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту, кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик, почтальон, фермер, водитель-дальнобойщик, полицейский, военный.

Это группа профессий, связанных с занятием физической культурой и спортом, путешествиями, экспедиционно-поисковой работой и др. Эти профессии предъявляют повышенные требования к физической подготовке человека.

6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ: экономист, администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, завхоз.

Это профессии, труд в которых направлен на работу с числами и выявление количественных соотношений (бухгалтер, экономист); делопроизводство, анализ текстов и их преобразование; системы условных знаков, схематическое отображение объектов чертежи, карты) и т.д. Выбирающие эти профессии должны обладать усидчивостью, аккуратностью, достаточно развитыми математическими способностями, отличаться практическим конкретным подходом к проблемам.

Не считайте, что результаты тест – приговор Оракула и истина в последней инстанции. Скорее, это повод для Вашего ребенка задуматься о личностных предпочтениях и чертах характера, которые будут определять склонности к определенной профессии и виду трудовой деятельности.


Источники и Дополнительная Информация:




Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...