Куда пойти
учиться, кем стать, какую профессию выбрать?
Если ваши дети
задаются такими вопросами, значит у них есть все шансы стать хорошими
специалистами, выбрать работу по душе, сделать карьеру, и начать зарабатывать
себе на жизнь, убравшись своевременно с Вашей шеи. Если ваши дети пока этими
вопросами не задаются или просто боятся задумываться на эту тему, попробуйте
поднять этот вопрос сами. Данный опросник поможет Вам затронуть и найти
правильный подход к вопросу подготовки вашего ребенка к выбору профессии.
Для выбора
профессии для подростков часто необходимо выявить внутренние психологические
тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее
распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как
эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности.
Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к
конкретной деятельности. Интерес связан с направленностью на познание
каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.
Интерес – этим
термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство,
сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.
Склонность –
этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще
склонность является врожденным качеством.
Инструкция для подростка
Укажите, к
какому из двух ответов на вопрос вы отдаете предпочтение. Напишите ответ рядом
с выбранным вариантом. Некоторые вопросы могут показаться вам одинаково
интересными, в таком случае отдайте все же предпочтение одному из них. Свои
ответы оцените баллами от 0 до 3 следующим образом.
1. Если вы
согласны с положением а), но не согласны с положением б), то рядом с а)
напишите цифру 3, а рядом с б) — 0.
2. Если вы
согласны с положением б), но не согласны с положением а), то рядом а) напишите
0, а рядом с б) — 3.
3. Если вы
отдадите незначительное предпочтение положению а), а не б), то рядом с а)
напишите 2, а рядом с б) — 1.
4. Если вы
отдадите незначительное предпочтение положению б), а не а), то рядом с а)
напишите 1, а рядом с б) — 2.
Постарайтесь
отвечать на вопросы искренне, придерживаясь вышеуказанной инструкции. Здесь нет
правильного или неправильного выбора, как Вы понимаете.
Вопросы к тесту
1. Некоторые
люди считают, что важнее:
а) много знать,
б) создавать
материальные блага.
Правы ли они?
2. Что вас
больше всего привлекает при чтении книг:
а) прекрасный
литературный стиль?
б) яркое
изображение смелости и храбрости героев?
3. Какое
награждение вас больше бы обрадовало:
а) за научное
изобретение?
б) за
общественную деятельность на общее благо?
4. Если бы вам
предоставилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а) директора
универмага?
б) главного
инженера завода?
5. Что, на ваш
взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а) то, что они
несут людям искусство и красоту?
б) то, что они
выполняют общественно-полезную работу?
6. Какая, на
ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее
значение:
а) физика?
б) физическая
культура?
7. Если бы вам
предоставили пост директора шкалы, на что бы вы обратили большее внимание:
а) на создание
необходимых условий, удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.)?
б) на
сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива?
8. Вы на
выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:
а) цвет,
совершенство формы?
б) их
внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?
9. Какие черты
характера в человеке больше нравятся:
а) мужество,
смелость, выносливость?
б) дружелюбие,
чуткость, отсутствие корысти?
10.
Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы
предпочтение в свободное от работы время:
а) занятиям по
литературе?
б) опытам по
физике, химии?
11. Вам
предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве
кого вы охотнее поехали бы:
а) как
известный спортсмен на международные соревнования?
б) как
известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для
нашей страны?
12. В газете
две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую
заинтересованность:
а) статья о
машине нового типа?
б) статья о
новой научной теории?
13. Вы
смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а) слаженность
ходьбы, бодрость, грациозность участников парада?
б) внешнее
оформление колонн (знамена, одежда)?
14.
Представьте, что у вас есть много свободного времени. Чем бы вы охотнее
занялись:
а) чем-либо
практическим (ручным трудом)?
б)
общественной работой (на добровольных началах)?
15. Какую
выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели?
а) выставку
новых продовольственных товаров?
б) выставку
новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии)?
16. Если бы в
школе были только два кружка, какой бы вы выбрали:
а)
технический?
б)
музыкальный?
17. Как вам
кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
а) на
успеваемость учащихся, так как это нужно для их будущего?
б) на спорт,
так как это необходимо для укрепления их здоровья?
18. Какие
журналы вы бы с большим удовольствием читали:
а)
научно-популярные?
б)
литературно-художественные?
19. Какая из
двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а) работа с
машинами?
б) «ходячая»
работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?
20. Какая, на
ваш взгляд, задача школы важнее:
а) подготовить
учащихся к практической деятельности, умению создавать материальные блага?
б) подготовить
учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?
21. Какими
выдающимися учеными вы больше интересуетесь:
а) Поповым,
Циолковским,
б)
Менделеевым, Павловым?
22. Что важнее
дня человека:
а) создавать
свой благополучный, удобный быт?
б) жить без
некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства,
создавать искусство?
23. Для
благополучия общества необходимы:
а) правосудие,
б) техника.
Что, на ваш
взгляд, важнее для будущего человечества?
24. Какую из
двух книг вы с большим удовольствием читали бы:
а) о
достижениях спортсменов нашей республики?
б) о развитии
промышленности в нашей республике?
25. Что
обществу принесет больше пользы:
а) забота о
благосостоянии граждан?
б) изучение
поведения людей?
26. Служба
быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.).
Считаете ли вы необходимым:
а) и впредь
развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей?
б) лучше
создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?
27. Какие
лекции с большим удовольствием слушали бы Вы:
а) о
выдающихся ученых?
б) о
выдающихся художниках?
28. Какого
характера научную работу вы выбрали бы:
а) работу с
книгами в библиотеке?
б) работу на
свежем воздухе в экспедиции?
29. Что бы вас
больше всего заинтересовало в печати:
а) сообщение о
выигрыше денежно-вещевой лотереи?
б) сообщение о
состоявшейся художественной выставке?
30. Вам
предоставляется выбор профессии: которой из них вы бы отдали предпочтение:
а) физической
культуре или другой работе, связанной с движением?
б) работе
малоподвижной, но по созданию новой техники?
Ключ к тесту, обработка результатов
Отвеченные
вопросы отметьте в списочном ключе, чтобы определить тенденцию концентрации
ответов вокруг ключевых направлений деятельности:
1) сфера
работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б;
2) сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а,
14б, 18а, 20а, 21б,26б, 30а;
3) сфера
технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б;
4) сфера
эстетики и искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а;
5) сфера
физического труда, подвижной деятельности: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а,
24а, 25б, 27а;
6) сфера
материальных интересов, планово-экономических видов работ: 3а, 7б, 9б, 11а,
16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.
Анализируя
полученные данные, необходимо выделить сферы, содержащие наибольшее количество
баллов, и эти сферы деятельности можно считать самыми предпочтительными.
Интерпретация
1) сфера работы с людьми: учитель, педагог,
экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу,
следователь.
Это профессии,
связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием бытовым, торговым,
медицинским, справочно-информационным), руководством людьми при управлении
производством. Выбирающие эти профессии должны отличаться общительностью,
способностью находить общий язык с разными людьми, быстро понимать их
настроение, намерения, хорошо помнить их личные качества и особенности.
2) сфера умственного труда: ученый-исследователь
(математик, физик, химик, кибернетик, археолог, геолог), инженер, юрист, врач,
эколог, архитектор, продюсер.
Прежде всего
это профессии, связанные с наукой. Выбирающие эту сферу деятельности должны обладать
высоким уровнем интеллекта, отличаться рациональностью, независимостью и
оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, такие люди в
большей степени предпочитают размышлять о какой-либо проблеме, чем заниматься
ее реализацией.
3) сфера
технических интересов: программист, электротехник, радиотехник, Web -мастер,
статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинистка, телефонист.
Для выбирающих
профессии этой группы определяющим является интерес к техническим объектам (машинам,
механизмам, материалам, видам энергии). Круг этих профессий очень широк: производство
и обработка металлов, механическая сборка, монтаж машин и механизмов, ремонт,
наладка, обслуживание механического оборудования; монтаж и ремонт зданий и
сооружений; обработка и использование неметаллических материалов (кожа, ткань,
пластмасса, дерево); применение подъемных, транспортных средств, управление ими
и др.
4) сфера
эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист,
конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод.
Это профессии
творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной,
актерско-сценической деятельностью. Выбирающие эти профессии, помимо
обязательного наличия специальных способностей (музыкальных, художественных,
литературных, актерских), как правило, отличаются оригинальностью. В отношениях
с окружающими могут занимать несколько отстраненную позицию.
5) сфера
физического труда, подвижной деятельности: спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер,
бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту,
кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик, почтальон, фермер, водитель-дальнобойщик,
полицейский, военный.
Это группа
профессий, связанных с занятием физической культурой и спортом, путешествиями,
экспедиционно-поисковой работой и др. Эти профессии предъявляют повышенные
требования к физической подготовке человека.
6) сфера
материальных интересов, планово-экономических видов работ: экономист,
администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе,
брокер, агент страховых компаний, коммерсант, завхоз.
Это профессии,
труд в которых направлен на работу с числами и выявление количественных
соотношений (бухгалтер, экономист); делопроизводство, анализ текстов и их преобразование;
системы условных знаков, схематическое отображение объектов чертежи, карты) и
т.д. Выбирающие эти профессии должны обладать усидчивостью, аккуратностью,
достаточно развитыми математическими способностями, отличаться практическим
конкретным подходом к проблемам.
Не считайте,
что результаты тест – приговор Оракула и истина в последней инстанции. Скорее,
это повод для Вашего ребенка задуматься о личностных предпочтениях и чертах
характера, которые будут определять склонности к определенной профессии и виду
трудовой деятельности.
Источники и Дополнительная Информация: