Краткая характеристика Основных психотипов
и практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
Методика и вопросы тестирования приведены
Здесь.
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Шкала 7: «СЕНЗИТИВ»
С первых детских
лет ребенок боязлив, боится одиночества, темноты, животных, особенно собак.
Избегает активных и шумливых сверстников. Но он достаточно общителен с теми, к
кому уже привык, любит играть с малышами, чувствуя себя с ними уверенно и
спокойно.
К родным и
близким очень привязан, это «домашний ребенок»: старается поменьше выходить из
дома, не любит ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко, например в
другой город, даже если там живет любимая бабушка.
Доминирующие
черты характера:
повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной
неполноценности.
Сензитивы робки и
застенчивы особенно среди посторонних людей и в необычной для них обстановке.
В себе они видят множество недостатков, особенно в морально-этической и волевой
сферах.
Привлекательные
черты характера: доброта,
спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя
дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность,
повышенные требования к себе. Сензитив стремится преодолеть свои слабые
стороны.
Отталкивающие
черты характера:
мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и
самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и
конфликтность на этой почве.
«Слабое звено» этого психотипа: не переносит насмешек
или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательное
внимание или публичные обвинения.
Особенности
общения и дружбы. Сензитивы
охотно идут на контакт с узким кругом людей, которые вызывают у них особые
симпатии. В тоже время они всячески избегают знакомств и общения с людьми
слишком бойкими и неугомонными Настоятельная потребность поделиться своими
переживаниями и ощущениями реализуется в общении со старыми друзьями.
Отношение к
учебе и работе. Сензитивы
учатся из-за нежелания огорчать своих родных и преподавателей, а также из-за
определенного страха перед контрольными, зачетами, экзаменами. Отвечать у
доски боятся и стесняются, чтобы не прослыть выскочкой. Но при доброжелательном
отношении со стороны педагогов они могут показать прекрасные результаты. Школа
часто. пугает их своим шумом, суетой и активностью ребят во время перемены, им
хочется в это время уединиться. Привыкнув к одному классу, они страдают, если
приходится переходить в другой коллектив, а тем более в другую школу.
Работа для
сензнтива — нечто второстепенное, а главное—это теплые и добрые взаимоотношения
с коллегами, отношение к нему руководителя. Поэтому он может быть
исполнительным и преданным секретарем-референтом, машинисткой, помощником и т.
п.
Педагогические
рекомендации
В перечень конфдиктогенных
ситуаций следует включить:
·
ситуации
несправедливых обвинений в неблаговидных поступках;
·
ситуации
критики, насмешек над ним или его поведением;
·
ситуации
открытого соперничества;
·
ситуации
постоянных контрольных проверок его деятельности,
·
недоверия;
·
ситуации
вынужденного одиночества, невозможности поделиться
·
своими
переживаниями с другом.
Основной целью педагогической
помощи этому психотипу является постепенное повышение самооценки,
преодоление чувства собственной неполноценности.
Сензитивпые
подростки нелегки для установления контакта, но естественная потребность
поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточна сильна.
Поэтому с ними необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и
анализом ситуации, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное
чувство неполноценности.
Важно создавать
ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить
себя наиболее полно и естественно.
По вместе с тем
следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя
наиболее слабым. И в семье, и в классе необходимо создавать ситуации,
стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим.
В семье при
общении с детьми этого психотипа противопоказаны чрезмерная опека, мелочный
контроль за каждым их шагом, каждой минутой. Непрерывные запрещения,
невозможность самостоятельно принять даже простенькое решение, а тем более
насмешки со стороны самых близких людей не позволяют учиться на собственном
опыте, не приучают к самостоятельности.
Психотехнические
упражнения
«ПОЛНЫЙ ПОКОЙ
ДУШИ»
Когда вы не
уверены в себе или чего-то боитесь, вспомните приятное событие, то ощущения,
которые вы испытывали. Настройтесь на состояние «полного покоя души» и
постарайтесь находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у вас это
получилось хотя бы один раз, запомните это состояние, чтобы в следующий раз,
когда вы начнете испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнить
изведанные ощущения и войти в них снова.
«КИНОГЕРОЙ»
В трудной
ситуации вам лучше всего представить себя киногероем — сильным, уверенным в
себе, у которого все и всегда получается. Войдите в этот образ и действуйте
так же, как он, ваш киногерой. Говорите громко и четко, ходите уверенно и с
чувством собственного достоинства, ведь на вас смотрят ваши почитатели. Ведите
себя так до тех пор, пока не пройдет чувство страха и неуверенности в своих силах.
Впрочем, оставайтесь в этом образе как можно дольше, это поможет вам преодолеть
некоторую стеснительность и повысить собственную самооценку.
«ШИРЕ КРУГ»
У вас есть
несколько очень близких друзей, и вам приятно с ними быть, говорить о своих
интересах и увлечениях. Но вам следует расширять круг своих знакомых. Для этого
нужно хотя бы один раз в день начать разговор с новым для вас человеком.
Вероятно, это для вас сначала будет трудно, но попробуйте сделать первый шаг
навстречу людям.
«ВСТРЕЧНЫЙ
ЮМОР»
Вам доставляют
много неприятных минут насмешки над вами, шутки одноклассников и других людей. И
вы на них реагируете? Смущаетесь, расстраиваетесь, уходите в себя? С этого дня
попробуйте на насмешки и шутки отвечать тем же, но только не надо это делать
зло, постарайтесь быть более добродушным. А для того, чтобы у вас под рукой
всегда было наготове несколько достойных шуток, займитесь сбором веселых
рассказов, историй, анекдотов.