четверг, 14 марта 2013 г.

«Сензитив» - Характеристика Психотипа Подростка


Краткая   характеристика Основных  психотипов  и  практические педагогические советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина"

Методика и вопросы тестирования приведены Здесь.

В информационную модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:

— доминирующие черты характера,
— привлекательные (положительные) черты характера,
— отталкивающие (отрицательные) черты характера,
— «слабое звено», уязвимое место характера,
—особенности общения и дружбы,
— отношение к учебе и работе.

После характеристики каждого психотипа даются практические педагогические рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций, провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа, и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.

Шкала 7: «СЕНЗИТИВ»

С первых детских лет ребенок боязлив, боится одиночества, тем­ноты, животных, особенно собак. Избегает активных и шумливых сверстников. Но он достаточно общителен с теми, к кому уже привык, любит играть с малышами, чувствуя себя с ними уверенно и спокойно.

К родным и близким очень привязан, это «домашний ребенок»: старается поменьше выходить из дома, не любит ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко, например в другой город, даже если там живет любимая бабушка.

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.

Сензитивы робки и застенчивы особенно среди посторонних лю­дей и в необычной для них обстановке. В себе они видят множество недостатков, особенно в морально-этической и волевой сферах.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, вни­мательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисципли­нированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Сензитив стремится преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, расте­рянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит насмешек или по­дозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжела­тельное внимание или публичные обвинения.

Особенности общения и дружбы. Сензитивы охотно идут на кон­такт с узким кругом людей, которые вызывают у них особые симпатии. В тоже время они всячески избегают знакомств и общения с людьми слишком бойкими и неугомонными Настоятельная потребность поделиться своими переживаниями и ощущениями реализуется в об­щении со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Сензитивы учатся из-за нежелания огорчать своих родных и преподавателей, а также из-за определен­ного страха перед контрольными, зачетами, экзаменами. Отвечать у доски боятся и стесняются, чтобы не прослыть выскочкой. Но при доброжелательном отношении со стороны педагогов они могут по­казать прекрасные результаты. Школа часто. пугает их своим шумом, суетой и активностью ребят во время перемены, им хочется в это время уединиться. Привыкнув к одному классу, они страдают, если приходится переходить в другой коллектив, а тем более в другую школу.

Работа для сензнтива — нечто второстепенное, а главное—это теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, отношение к нему руководителя. Поэтому он может быть исполнительным и преданным секретарем-референтом, машинисткой, помощником и т. п.

Педагогические рекомендации

В перечень конфдиктогенных ситуаций следует включить:

·         ситуации несправедливых обвинений в неблаговидных поступках;
·         ситуации критики, насмешек над ним или его поведением;
·         ситуации открытого соперничества;
·         ситуации постоянных контрольных проверок его деятельности,
·         недоверия;
·         ситуации вынужденного одиночества, невозможности поделиться
·         своими переживаниями с другом.

Основной целью педагогической помощи этому психотипу является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собствен­ной неполноценности.

Сензитивпые подростки нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными пережива­ниями у них бывает достаточна сильна. Поэтому с ними необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуации, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности.

Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах дея­тельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно.

По вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым. И в семье, и в классе необходимо создавать ситуации, стимулирующие убежденность под­ростка в том, что он нужен другим.

В семье при общении с детьми этого психотипа противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым их шагом, каждой минутой. Непрерывные запрещения, невозможность самостоятельно принять даже простенькое решение, а тем более насмешки со стороны самых близких людей не позволяют учиться на собственном опыте, не приучают к самостоятельности.

Психотехнические упражнения

«ПОЛНЫЙ ПОКОЙ ДУШИ»

Когда вы не уверены в себе или чего-то боитесь, вспомните приятное событие, то ощущения, которые вы испытывали. Настрой­тесь на состояние «полного покоя души» и постарайтесь находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у вас это получилось хотя бы один раз, запомните это состояние, чтобы в следующий раз, когда вы начнете испытывать робость, неуверенность в себе, вспом­нить изведанные ощущения и войти в них снова.

«КИНОГЕРОЙ»

В трудной ситуации вам лучше всего представить себя киноге­роем — сильным, уверенным в себе, у которого все и всегда полу­чается. Войдите в этот образ и действуйте так же, как он, ваш киногерой. Говорите громко и четко, ходите уверенно и с чувством собственного достоинства, ведь на вас смотрят ваши почитатели. Ведите себя так до тех пор, пока не пройдет чувство страха и неуверенности в своих силах. Впрочем, оставайтесь в этом образе как можно дольше, это поможет вам преодолеть некоторую стесни­тельность и повысить собственную самооценку.

«ШИРЕ КРУГ»

У вас есть несколько очень близких друзей, и вам приятно с ними быть, говорить о своих интересах и увлечениях. Но вам следует расширять круг своих знакомых. Для этого нужно хотя бы один раз в день начать разговор с новым для вас человеком. Вероятно, это для вас сначала будет трудно, но попробуйте сделать первый шаг навстречу людям.

«ВСТРЕЧНЫЙ ЮМОР»

Вам доставляют много неприятных минут насмешки над вами, шутки одноклассников и других людей. И вы на них реагируете? Смущаетесь, расстраиваетесь, уходите в себя? С этого дня попробуйте на насмешки и шутки отвечать тем же, но только не надо это делать зло, постарайтесь быть более добро­душным. А для того, чтобы у вас под рукой всегда было наготове несколько достойных шуток, займитесь сбором веселых рассказов, историй, анекдотов.




Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...