воскресенье, 20 января 2013 г.

Какой у Вас Темперамент, и как он Сочетается с Темпераментом вашего Партнера?


Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Осно­ву учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гумораль­ный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого — смешения), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь — тепло, слизь — хо­лод, желтая желчь — сухость, черная желчь — влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным забо­леваниям.

В популярной литературе и учебниках говорится, что именно Гиппократ явился основателем учения о четырех типах темперамента, дошедших до нашего времени: сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом. Однако это не совсем так. Названия этих типов темпераментов появились позже и связаны с имена­ми римских врачей, живших несколько столетий спустя, и использовавших представ­ления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово temperamentum, от которого и ведет свое начало термин «темпера­мент».

Один из них, Гален, живший во II веке нашей эры, дал первую развернутую клас­сификацию темпераментов, базировавшуюся на все тех же гуморальных представле­ниях Гиппократа о «красисах». Она включала 13 типов темперамента, в том числе и те, о которых речь шла выше. С его точки зрения, преобладание желтой желчи (по-латыни chole — холе) свидетельствует о холерическом темпераменте, преобладание крови (sanguis — сангвис) — о сангвиническом темпераменте, преобладание черной желчи (melanos chole— меланос холе) — о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи (phlegma — флегма) — о флегматическом темпераменте.

Надо отметить, что понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от теперешнего. Психологические характеристики темперамента у древних врачей почти отсутствовали. В основном эти характеристики касались организма и даже от­дельных органов. Например, Гален говорил о темпераменте отдельных частей тела: сердца, печени, мозга.

Эта классификация актуальна и по сей день. Однако «чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются очень редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темпе­рамента с преобладанием одного из них.

Для преобладающего типа темперамента и выявления представленное в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 г.

Данный тест состоит из 4 частей, в каждой части – 20 утверждений, характеризующих определенный тип темперамента. Вам нужно будет согласиться или не согласиться с каждым утверждением в зависимости от того, насколько оно применимо к вам.

Часть 1

1. Я суетлив и неусидчив.
2. Я несдержан и вспыльчив.
3. Я нетерпелив.
4. Я резок и прямолинеен в общении.
5. Я часто являюсь инициатором всевозможных мероприятий.
6. Я упрям.
7. В споре я очень находчив.
8. Мне трудно соблюдать определенный ритм в работе.
9. Я часто иду на риск.
10. Я не помню обид.
11. Я говорю очень быстро и возбужденно.
12. Я неуравновешен и часто горячусь из-за мелочей.
13. Я нетерпим к недостаткам других.
14. Я люблю дразнить людей.
15. Моя мимика очень выразительна.
16. Я быстро принимаю решения.
17. Меня привлекает все новое.
18. Мои движения порывисты и резки.
19. Я всегда настойчиво иду к поставленной цели.
20. У меня часто без особых причин меняется настроение.

Часть 2

1. Я – жизнерадостный человек.
2. Я энергичен и всегда знаю, куда направить свою энергию.
3. Я не всегда довожу до конца то, что начал.
4. Я часто себя переоцениваю.
5. Все новое я схватываю буквально на лету.
6. Мои интересы непостоянны.
7. Свои неудачи я переживаю довольно легко.
8. Мне легко приспособиться к практически любым обстоятельствам.
9. Любое дело, которым я занимаюсь, увлекает меня.
10. Как только мой интерес к делу угасает, я, как правило, бросаю его.
11. Я легко включаюсь в новую работу, а также переключаюсь с одного вида деятельности на другой.
12. Монотонная кропотливая работа угнетает меня.
13. Я общителен и отзывчив, у меня много друзей.
14. У меня высокая работоспособность, я очень вынослив.
15. Я говорю обычно громко, быстро и четко.
16. Даже в сложных и непредвиденных обстоятельствах я не теряю самообладания.
17. Я всегда доброжелательно настроен.
18. Я обычно без труда засыпаю и просыпаюсь.
19. Я часто принимаю поспешные, необдуманные решения.
20. Иногда я слушаю кого-то невнимательно, не вникая в суть рассказа.

Часть 3

1. Обычно я спокоен и хладнокровен.
2. Во всех своих делах я придерживаюсь определенной последовательности.
3. Обычно я рассудителен и осторожен.
4. Я спокойно переношу ожидание.
5. Если мне нечего сказать, я предпочитаю молчать.
6. Моя речь размеренна и спокойна, без яркой эмоциональной окраски.
7. Я сдержан и терпелив.
8. Я обычно довожу то, что начал, до конца.
9. Я не трачу силы на пустяки, но могу быть очень работоспособным, если вижу, что дело того стоит.
10. В работе и в жизни я придерживаюсь привычной схемы.
11. Мне легко сдержать свои эмоции.
12. Похвала или критика в мой адрес мало волнуют меня.
13. К шуткам в свой адрес я отношусь снисходительно.
14. Мои интересы отличаются постоянством.
15. Я медленно втягиваюсь в работу или переключаюсь с одного вида деятельности на другой.
16. Обычно у меня ровные отношения со всеми.
17. Я аккуратен и люблю порядок во всем.
18. Мне трудно адаптироваться к новой обстановке.
19. Я очень выдержан.
20. Контакт с новыми людьми я налаживаю постепенно.

Часть 4

1. Я застенчив и стеснителен.
2. В незнакомой обстановке я чувствую себя растерянным.
3. Мне трудно заговорить с незнакомым человеком.
4. Порой я не верю в свои силы.
5. Я спокойно переношу одиночество.
6. Неудачи угнетают меня.
7. Иногда я надолго ухожу в себя.
8. Я быстро утомляюсь.
9. Я говорю очень тихо, иногда почти шепотом.
10. Я всегда подстраиваюсь под моего собеседника.
11. Иногда что-то впечатляет меня настолько, что я не могу сдержать слез.
12. Я очень чувствителен к похвале или критике.
13. Я предъявляю высокие требования к себе и окружающим.
14. Я бываю мнительным и подозрительным.
15. Я легкоранимый человек.
16. Меня легко обидеть.
17. Я предпочитаю скрывать свои мысли от окружающих.
18. Я робок и малоактивен.
19. Я обычно безропотно подчиняюсь приказам.
20. Мне хотелось бы вызвать у окружающих сочувствие ко мне.

Инструкции

Подсчитать общее количество положительных ответов (А).

Подсчитать количество положительных ответов отдельно в каждой части (A1, A2, A3, A4).

Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
  • холерик = (A1/А) х 100 %;
  • сангвиник = (A2/А) х 100 %;
  • флегматик = (A3/А) х 100 %;
  • меланхолик = (A4/А) х 100 %.

Полученные результаты будут означать, какую часть в вашем темпераменте составляет каждый из этих типов.

Результаты теста

Если результат по какому-либо типу равен 40 % или выше, то данный тип темперамента у вас является доминирующим.

Если результат по какому-либо типу равен 30–39 %, то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко.

Если результат по какому-либо типу равен 20–29 %, то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у вас средний.

Если же результат составил 10–19 %, то черты данного типа темперамента у вас выражены слабо.

Характеристики темпераментов

Сангвинический темперамент

Люди этого типа легко приспосабливаются к новой обстановке, живо откликаются на то, что привлекает их внимание. Они хорошо контролируют свои эмоции и охотно берутся за новые дела. Представители этого типа темперамента подвержены частой смене настроения, но характерным для них является состояние бодрости. Можно ли определить, что тот или иной человек является сангвиником? Да, есть присущие только им черты, по ним всегда можно выделить сангвиников из окружающего вас общества. Как правило, у людей с таким типом темперамента плавная и уверенная походка, движения легкие и быстрые. Сангвиника легко отличить по хорошей осанке и выразительным жестам. Мимика и жестикуляция богатая и естественная, а речь громкая и отчетливая. В минусы сангвиническому темпераменту можно записать то, что люди этого типа быстро отвлекаются от дел или эмоций, если внешние раздражители долгое время не меняются. Как только притупляется новизна ощущений, сангвиники становятся вялыми и безразличными.

Холерический темперамент

Холерики легко возбудимы и неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Они очень подвижны, вплоть до чрезмерности, чувства их сильны и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Минусы этого типа темперамента заключаются именно в неуравновешенности, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил. Характерные черты есть и у холериков черты: у людей этого типа торопливая, часто сбивчивая речь, яркая и выразительная мимика. Холерикам сложно усидеть на одном месте, они часто вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке есть что-то вызывающее.

Меланхолический темперамент

Они пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего меланхолики погружены в себя, они предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Безусловными плюсами этого типа темперамента являются глубина и постоянство их чувств. У людей этого типа темперамента сдержанная, хотя и быстрая походка. Они погружены в свои мысли, поэтому могут задумываться и замедлять шаг. Жесты у них скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в обществе незнакомых людей. Речь медлительная, часто с запинками, ее скорость неравномерна.

Флегматический темперамент

Такие люди настойчивы и упорны, ровно и спокойно идут по жизненному пути. Это надежные люди, которых сложно вывести из себя. Они скупы на эмоции, обстоятельны до занудства и надежны как никто. Минусами можно назвать то, что флегматики очень слабо реагируют на внешние раздражители, медленно перестраиваются, сходятся с людьми, ненаходчивы. Флегматики движутся тяжело и обстоятельно, походка у них часто ленивая, неторопливая. Сидя, они могут подолгу сохранять одну и ту же позу. Жестикуляция и мимика скупая, прочитать что-то по их лицу невозможно. Речь неторопливая, они неразговорчивы, не любят праздной болтовни.

Совместимость Tемпераментов

Занимаясь проблемой соотношения темпераментов и соционических типов, ученые заметили, что темпераменты вносят разнообразие в поведенческие реакции социотипов и накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Здесь мы рассмотрим только главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность – флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Другие сочетания (холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары "холерик – меланхолик" и "сангвиник – флегматик", даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить лёгкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые типы личности имеют ещё и несовместимые темпераменты. Однако труднее всего приходится людям, имеющим несовместимые типы личности, подтипы, акценты и психоформы и темпераменты. К счастью, такое бывает крайне редко.

В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик – меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик – сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам – попытаться быть более последовательными в делах и более надёжными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнёра.

Если же у людей схожий тип нервной системы, то наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохим – двух холериков. Это можно объяснить следующим образом: флегматики – самые уравновешенные люди, их трудно вывести из себя. Меланхолики впечатлительны, очень ранимы и обидчивы, но они довольно уступчивы и склонны к компромиссам ради достижения душевного равновесия. Сангвиники – независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьёзный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Труднее всего держать баланс в отношениях прямолинейным, возбудимым и безудержным холерикам, которые в своих высказываниях и поступках часто не могут остановиться вовремя и поэтому могут обижать окружающих, сами того не желая.



Источники и Дополнительная Информация:



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...