понедельник, 1 мая 2023 г.

Рисуночный Тест «Дом»

 

Задача предельно проста. Дайте испытуемому лист бумаги и попросите нарисовать дом. Далее приводим взможные обьяснения и интерпретацию теста. Обьясните ему, что вы что качество изображения не важно, но попросите проработать все детали рисунка для наиболее точной характеризации результатов.

Рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т.д. Рисунок дома может рассматриваться как символ самого человека, даже если нарисован дом, реально существующий. Кроме того, он может являться символическим выражением чувств, которые человек испытывает к матери, а также отражать характер взаимоотношений человека с семьей или его межличностным окружением. Также данный рисунок может отражать степень эмоционального комфорта, который испытывает человек в межличностном окружении. Следует учитывать, что в данном случае речь идет об отображении субъективного видения человека в отношении указанных характеристик. Рисунок дома должен иметь, по крайней мере, одну дверь (если нарисована одна сторона дома), одно окно, одну стену, крышу, трубу или какое-либо приспособление для выхода дыма. Исключение состав- ляют рисунки, в которых дом представлен как тропическое жилище. Как правило, дом изображается либо последовательно снизу вверх от фундамента до крыши, либо в обратном направлении от крыши к фундаменту. Нарушение последовательности рисования (рисование по сегментам, деталь за деталью без соотнесения этих деталей друг с другом) или фиксация на рисовании двери или окна, которые становятся основными деталями дома, свидетельствует о неуверенности испытуемого или его отвращении к межличностным контактам и проявлении тенденции к отказу от действительности.

 


При интерпретации рисунка «Дом» следует обратить внимание:

1. Схематическое изображение.

2. Детализированное изображение.

3. Метафорическое изображение.

4. Городской дом.

5. Сельский дом.

6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета.

7. Наличие окон и их количество.

8. Наличие дверей.

9. Труба с дымом.

10. Ставни на окнах.

11. Размер окон.

12. Общий размер дома.

13. Наличие палисадника.

14. Наличие штор на окнах.

15. Наличие крыльца.

16. Наличие растений (количество).

17. Количество животных.

18. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т. д.).

19. Наличие штриховки по шкале интенсивности.

20. Толщина линий по шкале интенсивности.

21. Дверь открытая.

22. Дверь закрытая.

 

Размер дома

Очень маленький дом отражает чувства неадекватности, от- вержения в отношении дома, очага, домашней жизни и тенденцию отда- ления или ощущение собственной малозначимости. Большой дом рисуют люди, испытывающие чувство фрустра- ции в связи с ограничениями, накладываемыми ближайшим окружением (также компенсаторная защита). Экспозиция рисунка Дом, представленный как бы с высоты «птичьего полета » (взгляд сверху), указывает на непризнание человеком чувства «поклоне- ния очагу», неприязнь к установившимся традициям, обычаям, взгля- дам, стремление человека приподняться над домашними делами, т.е. отказ от домашней ситуации, а также, возможно, наличие некоторых депрессивных тенденций. Дом, возвышающийся над субъектом (взгляд снизу вверх), отражает испытываемые человеком чувства отверженности, отстранен- ности, непризнанности, ощущение беспомощности, переживания огра- ниченности контактов с окружением. Кроме того, такое изображение дома встречается у людей, неудовлетворенных домашней обстановкой и испытывающих потребность в тепле и эмоциональном принятии. Дом вдали обычно рисуют люди, переживающие ситуацию конфликта в домашней сфере, чувствующие себя отвергнутыми и про- являющими недоступность в отношениях с близкими. Дом на первом плане (вблизи) встречается в рисунках людей открытых, доступных, проявляющих чувство теплоты и гостеприимность.

 

Типы домов

На рисунках встречаются изображения различных типов домов, как, например, избушка, многоэтажка, дворец, храм, палатка, хижина, тропическое жилище и пр. Эти разные типы домов отражают проекцию «Я» человека и указывают на характер его межличностных контактов. При интерпретации очень важно целостное прочтение рисунка и учет всех его деталей, а также прояснение символического значения данного типа дома для конкретного человека. Кроме того, важно учитывать характер изображенного на рисунке дома: дом может быть старый, развалившийся, покосившийся, пугающий, грозный, веселый и т.д., его характер выражает отношение человека к самому себе.

Некоторые особенности:

·         Городской дом – многоэтажное здание типичной городской по- стройки («коробка»). Наиболее вероятно, что Вам свойственны следующие особенности: сухость, замкнутость, склонность сосредотачиваться на своих собственных проблемах, которыми Вы не собираетесь делиться с другими.

·         Замок – нечто средневековое, помпезное, с башенками, завитушками и т.п. В Вас живет ребенок – фантазер, который разрешает Вам быть человеком легкомысленным, мечтать, творить, используя свое яркое воображение. Его голос часто заглушает внутренний голос «взрослого», замечающего требования реальности, и «родителя», который только иногда безнадежно напоминает о Ваших обязанностях.

·         Просторный сельский дом. Коттедж, изба-пятистенка и т.п. Если Вы не состоите в браке, то, скорее всего, такой рисунок говорит о потребности создать семью и растить детей (проверьте на знакомых, собирающихся пожениться). В противоположном случае – это явная необходимость в расширении жилплощади. При этом неприступная железная ограда вокруг дома подчеркивает потребность в безопасности, которая хронически не удовлетворяет- ся, или Вашу замкнутость, нежелание общаться с большинством окружающих. «Живая изгородь», напротив, свидетельствует о доверии к другим. Чем забор или изгородь ниже относительно высоты дома, тем выше у этого человека склонность к общению.

·         Небольшой низкий дом. Вам необходимо расслабиться и от- дохнуть. Тенденция все время вспоминать о прошлом.

·         Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь визуальным контактом.

·         Дом старый, развалившийся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

·         Комната. Ассоциации могут возникнуть в связи: 1) с человеком, проживающим в комнате; 2) с интерперсональными отношениями в комнате; 3) с предназначением этой комнаты (реальным или приписы- ваемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоцио- нальную окраску.

·         Комната, не поместившаяся на листе, – нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

·         Комната: если субъект выбирает ближайшую комнату – мнительность.

·         Ванна: выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно, нарушение этих функций.

·         Труба, нарисованная косо по отношению к крыше, – норма для ребенка; значительная агрессия, если обнаруживается у взрослых.

·         Водосточные трубы – усиленная защита и, обычно, мнительность.

·         Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки ( и обычно повышенная мнительность).

·         Иногда дом не изображается, а изображается лишь его план (схема), что свидетельствует о серьезном конфликте в значимой для человека сфере.

·         Если вместо дома изображаются лишь крыша и забор, закрывающий фасад, то это указывает на ограничение контактов человека с реальностью, на деструктивные тенденции в отношении ЭГО.

·         Прозрачный дом (который позволяет увидеть его внутреннюю часть), часто рисуют люди, обладающие стремлением демонстрировать себя окружению, выставляющие себя всем на обозрение.

 


Детали, содержащиеся в рисунке дома

Стены

Стены обычно принято рассматривать в качестве границ личности, поэтому характер их изображения свидетельствует о характере взаимоотношений человека с окружением. Поэтому очень важно при интерпретации обращать внимание на толщину стен, характер материалов, из которых построены стены, протяженность стен (горизонтальную и вертикальную). Эти характеристики указывают на ощущения человека в отношении его адаптации к окружению: способность сохранять контроль при воздействии и даже давлении среды, способность контролировать собственные враждебные тенденции, приспособляемость к конвенциям, нормам и правилам, способность презентировать себя в благоприятном свете при межличностных контактах. Чем более фундаментальны стены, тем сильнее выражена граница между внутренним и внешним миром и тем менее доступен человек для воздействия извне.

Окна

Окна символизируют способность человека устанавливать контакты с другими людьми (хотя и менее непосредственными и прямыми, на которые, как правило, указывают двери). Окна обычно рассматриваются в качестве признака открытости и доступности, способности к самовыражению. Отсутствие окон может свидетельствовать о чувстве подавленности, некоторой подозрительности, враждебности, отчужденности, в случаях опасения по поводу излишнего контроля со стороны окружаю- щих, а также иногда окна не рисуют люди, пережившие насилие по отношению к ним (однако в этом случае в рисунке можно обнаружить дополнительные характеристики, указывающие на это). Множество окон в рисунке свидетельствует о демонстрируемой готовности к контактам, доступности во взаимодействиях. Окна, расположенные на верхнем этаже дома при отсутствии их на нижнем, как правило, рисуют люди, испытывающие стремление жить нереальной нафантазированной жизнью, т.е. имеющие разрыв между фантазиями и реальностью. Окна, расположенные на нижнем этаже дома при отсутствии их на верхнем этаже, рисуют люди, отказывающие себе в фантазировании и ориентированные на действительность, которая не всегда их удовлетворяет. Большие открытые окна указывают на активную готовность к контактам с окружением, а также на некоторые эксгибиционистические тенденции. Распахнутые окна без стекол обычно принято рассматривать как символическое выражение демонстрации чрезмерной открытости. Наличие занавесок в оконных проемах – нормально и встречается часто. Важна степень зашторенности. В тех случаях, когда окна излишне задрапированы, имеет место какая-либо специфическая причина такой закрытости, которую необходимо установить. Это символическое выражение ограничения доступности, а также стремления контролировать открытое проявление своих чувств. Окна, закрытые ставнями, отражают тенденцию к отчужде- нию, сильным оборонительным реакциям. Окна с открытыми ставнями указывают на возможность приспособления в интерперсональных отношениях. Необычная форма окон (треугольная) или акцентированная прорисовка стекла в окне указывает на озабоченность сексуальной проблематикой.

 

Дверь

Дверь символизирует способность человека к прямым непосредственным контактам с другими, что может указывать на степень открытости и доступности. Отсутствие дверей встречается в рисунках людей, переживающих большие трудности в общении с другими, проявляющими неприступность и недосягаемость. Большая дверь указывает на излишнюю зависимость человека от других людей, а также на стремление удивить своей социальной доступностью, коммуникабельностью. Маленькая дверь, как правило, изображается людьми, испытывающими нерешительность в социальных ситуациях, имеющих стремление ограничить сферу контактов, нежелание впускать других в свое « Я», переживающими чувства неадекватности или несоответствия социальному окружению. Открытая дверь символизирует стремление демонстрировать доступность в межличностных взаимодействиях, а также сильную потребность человека получать тепло и сердечность от других людей. Закрытые двери (на запор, на замок, имеющие тяжелые петли) отражают защитные тенденции, скрытность, враждебность, мнительность, подозрительность. Дверь, расположенная выше основания дома, не имеющая ступеней для входа, чаще всего изображается людьми замкнутыми, испытывающими трудности при установлении контактов. Дверь, имеющая ступени для входа, изображается людьми, страстно желающими свободного сердечного общения, но испытывающими определенные трудности в установлении подобных контактов и проявляющими порой неприступность. Боковая дверь символизирует стремление человека к уединению, к избирательности в контактах с окружением и некоторую неприступность. При наличии защитных тенденций у человека, а также враждебности или скрытности в рисунке, как правило, появляются огромные замки, тяжелые засовы, дверные петли больших размеров и т.д.

 

Крыша

Крыша является символическим изображением сферы фантазии у человека. Отсутствие крыши (если она разрушена или ее снесло ветром) довольно часто изображается людьми, испытывающими чувства подчинения воздействию чуждых посторонних сил. Крыша очень большая рисуется людьми, стремящимися найти удовлетворение в фантазиях. Дом, изображенный лишь крышей, встречается в рисунках людей, обнаруживающих не только слабый контакт с реальностью, но и испытывающими некоторые деструктивные тенденции в личности. Акцентированная (жирно прорисованная) крыша обычно встречается у людей, фиксированных на фантазиях как источниках удовольствия и испытывающих тревогу при межличностном взаимодействии. Крыша – простая линия, соединяющая две стены, изображается в случае эмоциональной зажатости и при слаборазвитом воображении.

 

Труба

Труба может рассматриваться как символ теплоты в интимных отношениях, как признак эмоциональной зрелости и равновесия, а также как фаллический символ. Отсутствие трубы указывает на ощущение дистанцинированности или леденящее чувство в отношении родительского дома, на недостаток психологического тепла, а также, возможно, на конфликт, связанный с представителем мужского пола, нарушением половой роли или опасения, страхи, связанные с половой сферой. Множество труб в рисунке может отражать чрезмерное беспокойство как и чрезмерный интерес в связи с сексуальной сферой. Очень большая труба изображается людьми, испытывающими сексуальную озабоченность, стремление демонстрировать мужскую силу или имеющими склонность к демонстративным тенденциям или эксгибиционизму. Труба почти невидимая, спрятанная – отражает нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями со стороны окружающих, запрет на удовольствие (комплекс кастрации). Тонкая струйка дыма, поднимающаяся над трубой, встречается довольно часто, однако в тех случаях, когда изображается большое количество густого дыма, это может указывать на значительное внутреннее напряжение и потребность освободиться от излишнего давления (как бы выпустить пар).

 


Дополнительные детали

·         Дорожки. Хорошо прорисованные дорожки или подходы, ведущие прямо к двери, обозначают открытость по отношению к другим и доступность. Как правило, люди, которые их рисуют, в общении обнаруживают тактичность и хорошо контролируют себя в контактах с другими. Очень длинные дорожки рисуют люди, которые стремятся к контактам или склонны к избирательным контактам, а также нуждаются в дополнительном времени, чтобы привыкнуть к партнеру по общению. Дорожка, суживающаяся перед входом в дом, указывает на скрытое желание, к ограничению контактов, к одиночеству, хотя внешне человек демонстрирует дружелюбие и повышенную готовность к контактам. Дорожки, которые окружают дом, но не ведут к двери, могут рассматриваться как своеобразный барьер или защита. Тогда как отсутствие дорожек в ряде случаев может отражать трудности в межперсональных отношениях и наличие некоторой тенденции быть недостижимым для других. Дорожка, обрамленная кустами, обычно рисуется людьми, которые стремятся контролировать себя в ситуациях общения и испытывают тревогу и потребность выглядеть должным образом.

·         Кусты, деревья, цветы. Эти дополнительные детали обычно встречаются на рисунках людей, которые испытывают потребность структурировать окружение из-за чувства неуверенности, из-за неудов- летворенной потребности ощущения безопасности и стремления излишне контролировать ситуацию межличностного взаимодействия. Кусты или деревья часто рассматриваются как символическое изображение значимых людей. Так, если деревья скрывают («прячут») дом, то это может указывать на сильную потребность человека в зависимости или на сильное доминирование родителей или значимого другого. Если деревья и кусты тесно окружают дом, то это отражает стремление оградить себя защитными барьерами. Степень приближения деревьев или кустов к дому может символически отражать степень близости или психологической дистанции.

·         Забор вокруг дома. Забор – это сооружение, защищающее дом от нежелательного вторжения, как правило, рассматривается как символ потребности в эмоциональной защите.

·         Цветы (на окнах, на клумбах). Цветы – символ превосходства, обещания или залога, поручительства. Это образ обаяния, привлека тельности с обещанием, которое на самом деле не выполняется. Более точная интерпретация строится на основании учета места расположения цветов.

·         Сад – это место, в котором человек отдыхает, наслаждается, получает удовольствие. Изображенный на рисунке сад около дома может рассматриваться как стремление человека приукрасить свою жизнь, «закрыть глаза» на тяготы реальной жизни, получать больше удовольствия, создать более благожелательное представление у других людей в отношении его собственной жизни и его самого.

·         Фонтан у дома может символизировать потребность человека демонстрировать свою жизненную энергию, эротичность, потребность чувствовать себя более юным, продуктивным, плодородным.

·         Кусты, хаотично разбросанные по пространству или по обе стороны дорожки – указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

·         Погода (какая погода изображена) – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...