Краткая характеристика Основных психотипов
и практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
Методика и вопросы тестирования приведены
Здесь.
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Шкала 8:
ГИПОТИМ
В детстве такой
ребенок почти всегда вялый, живет без особых радостей, обижен на всех, и прежде
всего на своих родителей. На лице часто выражение недовольства, расстройства
из-за того, что не сделали так, как он хотел.
Доминирующие
черты характера:
постоянно пониженное настроение, склонность к депрессивным аффектам.
Настроение
гипотима так же постоянно меняется, как и у гипертима, но только эти изменения
со знаком минус. Поэтому настроение практически всегда плохое.
Привлекательные
черты характера:
совестливость и острый критический взгляд на мир.
Гипотим стремится
чаще быть дома, создавая уют и теплоту, и тем самым избегать лишних волнений.
Отталкивающие
черты характера:
обидчивость, ранимость, постоянное уныние, склонность искать у себя проявление
недомоганий, различных заболеваний, почти полное отсутствие интересов и увлечений.
Низкая
энергетичность гипотима выражается в быстрой утомляемости, он часто впадает в
апатию, появляются унылые мысли. Из-за " этого его действительно
преследуют неудачи, он к этому привыкает, жалуясь окружающим на судьбу, на
несправедливое отношение к себе и т.п.
«Слабое звено» этого психотипа: открытое несогласие с
ним в восприятии действительности.
Особенности
общения и дружбы. Гипотим
часто и подолгу обижается на окружающих и своих друзей. Но при этом он
остро нуждается в общении, чтобы была
возможность жаловаться на свою жизнь, на
то, что его не поняли, не оценили. Ему нравится рассказывать окружающим о тех
трудных обстоятельствах, в которые он
попал, например в школе не ладит с учительницей. На все советы со стороны собеседника он приведет массу
аргументов, почему сложившуюся ситуацию нельзя изменить, а ему самому будет
только хуже, если он начнет что-либо предпринимать.
Дружить с ним
очень трудно в первую очередь из-за того, что он видит в любом человеке сначала
возможную причину ухудшения своего настроения.
Отношение к
учебе и работе. Гипотимы
могут проявить себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но
само содержание их особенно не интересует. Делают они это из-за страха плохой
оценки. Как правило, учатся посредственно или плохо; постоянно болея и
ссылаясь на недомогание, пропускают занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и по
тем предметам, преподаватели которых не
делают скидок на их плохое настроение.
Гипотим обычно
всегда недоволен работой, что бы ему ни предлагали делать. Он постоянно
жалуется на людей, на обстоятельства, и просит дать ему другое задание. Но
картина повторяется, так как он видит
прежде всего недостатки, отрицательные моменты в организации производства или в
окружающих. Ему трудно постоянно заниматься одним делом. Уходя из коллектива,
он, конечно, во всем обвиняет других, жалуется па плохое отношение к себе.
Педагогические
рекомендации
В перечень конфликтогепных
ситуаций следует включить:
·
ситуации
вынужденного одиночества, когда рядом нет человека, с которым можно поделиться
своими бедами и страхами;
·
ситуации
критики его самого или его поведения;
·
ситуации
недостаточного внимания к его жизни, настроению;
·
ситуации
длительных (физических и психических нагрузок;
·
ситуации
невольных перемен образа или условий жизни, тем более если это происходит
довольно часто;
·
ситуации
вынужденной заботы о своем здоровье, наличия симптомов недомогания.
Основной целью педагогической
помощи этому психотипу является создание ситуации успеха, исключения давления
и жесткой критики, частых указании на его ошибки.
Такие подростки
постоянно находятся в плохом настроении, поэтому при установлении контакта
сначала следует чуть-чуть улучшить их настроение, рассказав или напомнив им
смешную историю, например, из жизни класса. Затем целесообразно обратить
внимание па необоснованность обид по отношению к окружающим людям.
Одной из основных
задач в работе с этим подростком является переориентация его внутренней
установки «Все кругом плохие, и я "тоже слабый» на другое мироощущение —
«Хороших людей значительно больше, и я тоже хороший».
В семье к ним
нужно относиться тактично и бережно, ни в коем случае не обижаясь, а помогая
им увидеть мир более светлым и радостным.
Психотехнические
упражнения
«ПОБЕДИТЕЛЬ»
Попробуйте
воспринимать окружающий мир с позиции победителя, которому все удастся в этой
жизни, который никогда не проигрывает, всем доволен, настроен на активное
действие. В этой роли нужно «жить» сначала несколько минут, затем час и более.
Доведите это время до 2—3 часов в день. При этом попытайтесь осознать реальные
преимущества, которые имеет человек, ощущающий себя победителем.
«ШУТ»
Сознательно
играйте роль шута в любой компании, где вам приходится быть. Рассказывайте
веселые истории (вам их придется заучить или придумать), разучивайте смешные
песенки с друзьями, «травите» анекдоты (хотя это вам, конечно, дастся с
трудом). При этом вам нужно постараться чувствовать себя комфортно, хотя это
сначала будет трудно. Но каждый удобный случай вам и нужно использовать для
того, чтобы снова и снова сыграть роль шута. Эта роль поможет вам увидеть мир
не таким мрачным, а людей не такими уж плохими.
«ПОХВАЛА, ИЛИ
Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ»
При планировании
любой предстоящей работы старайтесь разбить ее па мелкие этапы. После того как
вы выполните очередной этап, хвалите себя за каждую мелочь. И так каждый раз:
закончен этап — «Я хороший, я очень хороший».
«МОИ
ДОСТОИНСТВА»
На большом листе
бумаги составьте список «Мои достоинства» и поместите его на видном месте. Регулярно
(сначала один раз в день, затем реже) дополняйте перечень своих достоинств. Для
этого нужно очень тщательно изучать себя, свои особенности, пытливо всматриваться
в свои привычки, поступки. Если сами не можете найти у себя очередное
достоинство, обратитесь сначала к самым близким людям, тем, кому вы особенно
доверяете и чье мнение для вас значимо, а через какое-то время — к самым разным
людям. Они вам помогут найти ваши достоинства. Все то доброе и хорошее, что они
о вас будут говорить, включайте в список «Мои достоинства».