Краткая характеристика Основных психотипов
и практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
Методика и вопросы тестирования приведены
Здесь.
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Шкала 4: ИСТЕРОИД
Истероид виден с
раннего детства. Милый малыш в центре комнаты в присутствии большого
количества взрослых незнакомых ему людей без всякого смущения декламирует
стихи, пост незамысловатые песенки, демонстрируя и свои таланты, и свои наряды.
Главное для него в этот момент — восхищение окружающих.
Если все гости
сели за праздничный стол и забыли о нем, он непременно попробует еще и еще раз
обратить па себя всеобщее внимание. В случае неудачи он просто опрокинет на
скатерть стакан или разобьет блюдце. Его начинают ругать, он закатывает
истерику, но... он добился своего — снова всеобщее внимание, пусть даже такой
ценой.
Доминирующие
черты характера:
демонстративность, т. с. стремление быть постоянно в центре внимания, причем
иногда любой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного
внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, поклонения.
Привлекательные
черты характера: упорство
и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность,
ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность
взять на себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается после
выплеска энергии.
Отталкивающие
черты характера:
способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и
бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба
несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная
самооценка, обидчивость, когда задевают его лично.
«Слабое звеном этого психотипа: неспособность переносить
удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их высмеивание,
что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидпых
попыток.
Особенности
общения и дружбы. В силу
особенностей своего характера истероид постоянно нуждается в многочисленных
зрителях. В принципе это основная форма его жизни (жизнь на людях и для людей).
Но он общается, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое
восхищение им, боготворит его способности и талант. Если таких людей мало, истероид
прилагает немало усилий, чтобы этот круг почитателей стал значительно тире.
Истероиды очень
избирательны, они стремятся дружить с очень известными людьми, чтобы часть их
славы доставалась и им, или с людьми, в чем-то проигрывающими им, чтобы еще больше
оттенить свои способности.
Отношение к
учебе и работе. Учеба для
истероида часто лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей.
В школу он ходит не учиться, а общаться, именно от этого он получает основное
удовольствие. Чтобы привлечь внимание, ему приходится не просто хорошо учиться,
а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным
предметам.
В принципе
истероид одаренный, талантливый человек, поэтому ему легко даются профессии,
связанные с художественным творчеством. Лучше всего ему работается
самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок.
Педагогические
рекомендации
В перечень конфликтогенных
ситуаций следует включить:
·
ситуации,
вольно или невольно задевающие самолюбие истероида;
·
ситуации
пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более
сознательного игнорирования его личности;
·
ситуации
критики его достижений, таланта или способностей;
·
ситуации,
когда он вынужден оставаться в одиночестве или ограничить круг своего общения,
поклонников;
·
ситуации,
когда невозможно проявить себя в полной мере;
·
ситуации,
когда он попадает в нелепое или смешное положение;
·
ситуации,
когда нет ни одного яркого события и, главное, возможности проявить свои
способности;
·
ситуации,
в которых приходится находиться в постоянном психическом или физическом
напряжении.
Основная цель педагогической
помощи этому психотипу — постепенно преодолеть стремление быть в центре
внимания окружающих.
Необходимо
выработать у подростка представление о «демонстративности» своего поведения как
доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих. С
этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, постепенно учить
подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более рационального
удовлетворения своих желаний. Способствует этому чтение литературы или просмотр
фильмов, в которых изображены персонажи с ярко выраженным истероидным
поведением.
Преодоление
эгоцентризма является наиболее трудной задачей. В ходе бесед педагог и родители
должны пробуждать интерес ребенка к своим товарищам, родным и близким, другим
окружающим людям. Нужно поощрять его рассказы о других, их успехах и
достижениях.
Учитывая
повышенное самолюбие и эгоцентризм таких подростков, необходимо дать выход их
эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности с учетом их
действительных способностей (участие в проведении дискотек и т. п.).
Психотехнические
упражнения
«ФЛЕГМАТИК»
Вам не трудно
перевоплотиться в человека другого темперамента, например флегматика. Возьмите
себе за правило некоторое время быть флегматиком. Говорите ровным и тихим
голосом, медленно и спокойно, обдумывая свои слова. Так же сдержанно ведите
себя с людьми. Начните с 10 минут в течение дня и доведите это время до 2—3
часов. Обязательно проанализируйте свои ощущения и чувства, которые вы
испытываете, общаясь с людьми, в этой роли.
«РЕПОРТЕР»
Еще одна
популярная роль — репортер (специализацию выберите самостоятельно). А теперь
спокойным, ровным голосом передавайте информацию в редакцию. Можно это делать и
в письменной форме. Играйте роль репортера 2—3 раза в день, особенно тогда,
когда вам захочется рассказать о своем очередном выдающемся достижении.
«ТИМУРОВЕЦ»
Если вы забыли,
напоминаем, что тимуровцы — это ребята, которые делают добрые дела и никому не
говорят об этом. Итак, несколько раз в день вы будете играть эту роль. Сделайте
кому-либо доброе дело, по так, чтобы человек не узнал, что это сделали именно
вы. И постарайтесь (хотя это будет трудно для вас) по говорить ему об этом.
Понаблюдайте за его реакцией, вместе с ним удивитесь и обрадуйтесь, но ни за
что не говорите, кто это сделал.
«ЗОЛУШКА»
Как бы вам ни
было трудно, во время веселой вечеринки или в дружеской компании целый час
(лучше—два, а еще лучше—три) постарайтесь сидеть в стороне, молча наблюдая за
всем происходящим. При этом вас, конечно, будут просить принять самое активное
участие в общем веселье, по сошлитесь па потерю «золотой туфельки» и останьтесь
в стороне. При этом постарайтесь понаблюдать за присутствующими. Как они себя
ведут? Что делают? Как говорят? Не узнаете ли вы себя в некоторых из них? Если
да, то, может быть, что-то захочется изменить и в себе?