четверг, 14 марта 2013 г.

«Истероид» - Характеристика Психотипа Подростка



Краткая   характеристика Основных  психотипов  и  практические педагогические советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина"

Методика и вопросы тестирования приведены Здесь.

В информационную модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:

— доминирующие черты характера,
— привлекательные (положительные) черты характера,
— отталкивающие (отрицательные) черты характера,
— «слабое звено», уязвимое место характера,
—особенности общения и дружбы,
— отношение к учебе и работе.

После характеристики каждого психотипа даются практические педагогические рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций, провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа, и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.

Шкала 4: ИСТЕРОИД

Истероид виден с раннего детства. Милый малыш в центре ком­наты в присутствии большого количества взрослых незнакомых ему людей без всякого смущения декламирует стихи, пост незамысловатые песенки, демонстрируя и свои таланты, и свои наряды. Главное для него в этот момент — восхищение окружающих.

Если все гости сели за праздничный стол и забыли о нем, он непременно попробует еще и еще раз обратить па себя всеобщее внимание. В случае неудачи он просто опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце. Его начинают ругать, он закатывает истерику, но... он добился своего — снова всеобщее внимание, пусть даже такой ценой.

Доминирующие черты характера: демонстративность, т. с. стрем­ление быть постоянно в центре внимания, причем иногда лю­бой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда посто­янного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, по­клонения.

Привлекательные черты характера: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и актив­ность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятель­ность и готовность взять на себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается после выплеска энергии.

Отталкивающие черты характера: способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость, когда задевают его лично.

«Слабое звеном этого психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их вы­смеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидпых попыток.

Особенности общения и дружбы. В силу особенностей своего характера истероид постоянно нуждается в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма его жизни (жизнь на людях и для людей). Но он общается, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант. Если таких людей мало, истероид прилагает немало усилий, чтобы этот круг почитателей стал значительно тире.

Истероиды очень избирательны, они стремятся дружить с очень известными людьми, чтобы часть их славы доставалась и им, или с людьми, в чем-то проигрывающими им, чтобы еще больше оттенить свои способности.

Отношение к учебе и работе. Учеба для истероида часто лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу он ходит не учиться, а общаться, именно от этого он получает основное удовольствие. Чтобы привлечь внимание, ему приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным предметам.

В принципе истероид одаренный, талантливый человек, поэтому ему легко даются профессии, связанные с художественным творче­ством. Лучше всего ему работается самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок.

Педагогические рекомендации

В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

·         ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие истероида;
·         ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны ок­ружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности;
·         ситуации критики его достижений, таланта или способностей;
·         ситуации, когда он вынужден оставаться в одиночестве или ог­раничить круг своего общения, поклонников;
·         ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере;
·         ситуации, когда он попадает в нелепое или смешное положение;
·         ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, воз­можности проявить свои способности;
·         ситуации, в которых приходится находиться в постоянном пси­хическом или физическом напряжении.

Основная цель педагогической помощи этому психотипу — по­степенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружа­ющих.

Необходимо выработать у подростка представление о «демонстративности» своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более ра­ционального удовлетворения своих желаний. Способствует этому чтение литературы или просмотр фильмов, в которых изображены персонажи с ярко выраженным истероидным поведением.

Преодоление эгоцентризма является наиболее трудной задачей. В ходе бесед педагог и родители должны пробуждать интерес ре­бенка к своим товарищам, родным и близким, другим окружающим людям. Нужно поощрять его рассказы о других, их успехах и достижениях.

Учитывая повышенное самолюбие и эгоцентризм таких подрост­ков, необходимо дать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности с учетом их действительных спо­собностей (участие в проведении дискотек и т. п.).

Психотехнические упражнения

«ФЛЕГМАТИК»

Вам не трудно перевоплотиться в человека другого темперамента, например флегматика. Возьмите себе за правило некоторое время быть флегматиком. Говорите ровным и тихим голосом, медленно и спокойно, обдумывая свои слова. Так же сдержанно ведите себя с людьми. Начните с 10 минут в течение дня и доведите это время до 2—3 часов. Обязательно проанализируйте свои ощущения и чувства, ко­торые вы испытываете, общаясь с людьми, в этой роли.

«РЕПОРТЕР»

Еще одна популярная роль — репортер (специализацию выберите самостоятельно). А теперь спокойным, ровным голосом передавайте информацию в редакцию. Можно это делать и в письменной форме. Играйте роль репортера 2—3 раза в день, особенно тогда, когда вам захочется рассказать о своем очередном выдающемся достижении.

«ТИМУРОВЕЦ»

Если вы забыли, напоминаем, что тимуровцы — это ребята, кото­рые делают добрые дела и никому не говорят об этом. Итак, несколько раз в день вы будете играть эту роль. Сделайте кому-либо доброе дело, по так, чтобы человек не узнал, что это сделали именно вы. И постарайтесь (хотя это будет трудно для вас) по говорить ему об этом. Понаблюдайте за его реакцией, вместе с ним удивитесь и обрадуйтесь, но ни за что не говорите, кто это сделал.

«ЗОЛУШКА»

Как бы вам ни было трудно, во время веселой вечеринки или в дружеской компании целый час (лучше—два, а еще лучше—три) постарайтесь сидеть в стороне, молча наблюдая за всем происходя­щим. При этом вас, конечно, будут просить принять самое активное участие в общем веселье, по сошлитесь па потерю «золотой туфельки» и останьтесь в стороне. При этом постарайтесь понаблюдать за присутствующими. Как они себя ведут? Что делают? Как говорят? Не узнаете ли вы себя в некоторых из них? Если да, то, может быть, что-то захочется изменить и в себе?




Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...