четверг, 14 марта 2013 г.

«Циклоид» - Характеристика Психотипа Подростка

Краткая   характеристика Основных  психотипов  и  практические педагогические советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина"

Методика и вопросы тестирования приведены Здесь.

В информационную модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:

— доминирующие черты характера,
— привлекательные (положительные) черты характера,
— отталкивающие (отрицательные) черты характера,
— «слабое звено», уязвимое место характера,
—особенности общения и дружбы,
— отношение к учебе и работе.

После характеристики каждого психотипа даются практические педагогические рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций, провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа, и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.

Шкала 13: ЦИКЛОИД

В детстве мало чем отличается от своих сверстников, но иногда производит впечатление гипертима, т.е. периодами может быть не­обычно шумливым, озорным, постоянно что-то предпринимающим. А затем опять становится спокойным и управляемым ребенком. С началом пубертатного периода (половой зрелости) возникают пери­одические фазы смены настроения, длительность которых может быть от нескольких дней до недели и более.

Доминирующие черты характера: смена двух противоположных состояний — гипертимного и гипотимного, циклические изменения эмоционального фона (периоды приподнятого настроения сменяются фазами эмоционального спада).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадо­стность, общительность (в периоды подъема настроения, когда он похож на гипертима); грусть, задумчивость, вялость, упадок сил — все валится из рук; то, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается или требует невероятных усилии (в периоды спада настроения, когда он похож на гипотима).

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неу­равновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрез­мерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Во время спада труднее становится и жить, и учиться, и общаться. Компании начинают раздражать, риск и приключения, развлечения и контакты теряют свою прежнюю привлекательность. Подросток становится на время «домоседом».

Ошибки, мелкие неприятности, которые случаются в этот период из-за плохого самочувствия, переживаются им очень тяжело, тем более что есть с чем сравнивать. Ведь еще день-два назад все пре­красно получалось, например, в спорте, а сегодня не идет игра, и тренер недоволен, и сам подросток не знает, что делать. И это его угнетает, он не узнает себя, свой организм, не может понять свое раздражение, нежелание видеть даже близких людей.

На реплики и замечания отвечает с недовольством и грубостью, хотя в глубине души сильно переживает эти внезапные для него изменения. Но чувства безысходности не бывает, так как он понимает, что пройдет определенное время и вес снова станет хорошо, все будет получаться, как и прежде. Нужно только переждать этот период спада.

«Слабо звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых для него люден и коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесша­башная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с самыми близкими друзьями («все вы мне надоели»). По-настоящему дружить предпочитает с теми, кто хорошо понимает неизбежность перемены в отношениях на какое-то время и не обижается на это, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. В учебе та же ситуация: периоды активной работы па уроках и дома сменяются этапами, когда у подростка наступает полное безразличие к учебным предметам, до­машним заданиям.

В работе он то гипертим (любое дело спорится и получается,  до тех пор, пока оно интересно), то гипотим (недоволен любой предлагаемой работой, найдет причину для жалоб и раздражения).

Педагогические рекомендации

В перечень конфликтогенных ситуации следует включить:

·         ситуации неожиданных поручении и просьб, противоречащих на­строению данного момента;
·         ситуации резкой смены привычных состоянии;
·         ситуации, в которых приходится отступать от сложившихся сте­реотипов, привычек;
·         ситуации претензий, притеснений и неудач;
·         ситуации психологических перегрузок, особенно в стадии спада.

Основной целью педагогической помощи этому психотипу явля­ется предупреждение повышенных нагрузок, особенно в стадии спа­да. Для .этого следует продумать несколько вариантов заданий, поручении и использовать тот вариант, который наиболее соответ­ствует состоянию подростка в данный момент. Хорошо помогают поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний, например не очень тяжелая физическая работа в хорошей компании сверстников.

При установлении контакта с таким подростком важно правильно понять, что он сейчас чувствует, как относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно начинать содержатель­ную часть беседы; Если подросток находится в фазе спада, то це­лесообразнее просто оказать ему теплую психологическую поддержку, помочь справиться с упадком сил; не стоит в это время пытаться повлиять на пего.

Если же он находится в стадии подъема, то можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.

Психотехнические упражнения

В период спада упражнения, которые рекомендованы для гипотима:

«ПОБЕДИТЕЛЬ»

Попробуйте воспринимать окружающий мир с позиции победи­теля, которому все удастся в этой жизни, который никогда не проигрывает, всем доволен, настроен на активное действие. В этой роли нужно «жить» сначала несколько минут, затем час и более. Доведите это время до 2—3 часов в день. При этом попы­тайтесь осознать реальные преимущества, которые имеет человек, ощущающий себя победителем.

«ШУТ»

Сознательно играйте роль шута в любой компании, где вам при­ходится быть. Рассказывайте веселые истории (вам их придется заучить или придумать), разучивайте смешные песенки с друзьями, «травите» анекдоты (хотя это вам, конечно, дастся с трудом). При этом вам нужно постараться чувствовать себя комфортно, хотя это сначала будет трудно. Но каждый удобный случай вам и нужно использовать для того, чтобы снова и снова сыграть роль шута. Эта роль поможет вам увидеть мир не таким мрачным, а людей не такими уж плохими.

«ПОХВАЛА, ИЛИ Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ»

При планировании любой предстоящей работы старайтесь разбить ее па мелкие этапы. После того как вы выполните очередной этап, хвалите себя за каждую мелочь. И так каждый раз: закончен этап — «Я хороший, я очень хороший».

В периоды подъема сил упражнения для гипертима:

«ПОЛНЫЙ  ПОРЯДОК»

Возьмите себе за правило—периодически приводить в порядок свои вещи, книги, учебники, записи. Для начала наведите элемен­тарный порядок у себя на столе. Определите каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарайтесь класть его именно туда. «Навести порядок в своих мыслях» вы можете с помощью днев­ника или еженедельника, в котором следует записывать основные дела на предстоящий день и вечером проверять, все ли вы выполнили из того, что было задумано. Стремитесь осуществить все намеченное.

«КОНЕЦ — ДЕЛУ ВЕНЕЦ»

Давайте учиться делать одно пусть маленькое дело, но до конца. Установите очередность и приступайте к выполнению. Помните, делу — время, потехе—час. До тех пор пока вы работу не закончите, никаких увеселений, гостей, вкусных блюд, приятных занятий. Пусть это будет только раз в неделю, но обязательно одно дело доводим до конца.



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...