Краткая характеристика Основных психотипов
и практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
Методика и вопросы тестирования приведены
Здесь.
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Шкала 13: ЦИКЛОИД
В детстве мало
чем отличается от своих сверстников, но иногда производит впечатление
гипертима, т.е. периодами может быть необычно шумливым, озорным, постоянно
что-то предпринимающим. А затем опять становится спокойным и управляемым
ребенком. С началом пубертатного периода (половой зрелости) возникают периодические
фазы смены настроения, длительность которых может быть от нескольких дней до
недели и более.
Доминирующие
черты характера: смена
двух противоположных состояний — гипертимного и гипотимного, циклические
изменения эмоционального фона (периоды приподнятого настроения сменяются фазами
эмоционального спада).
Привлекательные
черты характера:
инициативность, жизнерадостность, общительность (в периоды подъема настроения,
когда он похож на гипертима); грусть, задумчивость, вялость, упадок сил — все
валится из рук; то, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается
или требует невероятных усилии (в периоды спада настроения, когда он похож на
гипотима).
Отталкивающие
черты характера:
непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки
раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Во
время спада труднее становится и жить, и учиться, и общаться. Компании начинают
раздражать, риск и приключения, развлечения и контакты теряют свою прежнюю
привлекательность. Подросток становится на время «домоседом».
Ошибки, мелкие
неприятности, которые случаются в этот период из-за плохого самочувствия,
переживаются им очень тяжело, тем более что есть с чем сравнивать. Ведь еще
день-два назад все прекрасно получалось, например, в спорте, а сегодня не идет
игра, и тренер недоволен, и сам подросток не знает, что делать. И это его
угнетает, он не узнает себя, свой организм, не может понять свое раздражение,
нежелание видеть даже близких людей.
На реплики и
замечания отвечает с недовольством и грубостью, хотя в глубине души сильно
переживает эти внезапные для него изменения. Но чувства безысходности не
бывает, так как он понимает, что пройдет определенное время и вес снова станет
хорошо, все будет получаться, как и прежде. Нужно только переждать этот период
спада.
«Слабо звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение
со стороны значимых для него люден и коренная ломка жизненных стереотипов.
Особенности
общения и дружбы.
Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам,
бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с самыми
близкими друзьями («все вы мне надоели»). По-настоящему дружить предпочитает с
теми, кто хорошо понимает неизбежность перемены в отношениях на какое-то время
и не обижается на это, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.
Отношение к
учебе и работе. В учебе
та же ситуация: периоды активной работы па уроках и дома сменяются этапами,
когда у подростка наступает полное безразличие к учебным предметам, домашним
заданиям.
В работе он то
гипертим (любое дело спорится и получается,
до тех пор, пока оно интересно), то гипотим (недоволен любой
предлагаемой работой, найдет причину для жалоб и раздражения).
Педагогические
рекомендации
В перечень конфликтогенных
ситуации следует включить:
·
ситуации
неожиданных поручении и просьб, противоречащих настроению данного момента;
·
ситуации
резкой смены привычных состоянии;
·
ситуации,
в которых приходится отступать от сложившихся стереотипов, привычек;
·
ситуации
претензий, притеснений и неудач;
·
ситуации
психологических перегрузок, особенно в стадии спада.
Основной целью педагогической
помощи этому психотипу является предупреждение повышенных нагрузок,
особенно в стадии спада. Для .этого следует продумать несколько вариантов
заданий, поручении и использовать тот вариант, который наиболее соответствует
состоянию подростка в данный момент. Хорошо помогают поручения и задания,
отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний, например не очень тяжелая
физическая работа в хорошей компании сверстников.
При установлении
контакта с таким подростком важно правильно понять, что он сейчас чувствует,
как относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно
начинать содержательную часть беседы; Если подросток находится в фазе спада,
то целесообразнее просто оказать ему теплую психологическую поддержку, помочь
справиться с упадком сил; не стоит в это время пытаться повлиять на пего.
Если же он
находится в стадии подъема, то можно и нужно поговорить с ним о том, что ему
следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.
Психотехнические
упражнения
В период спада
упражнения, которые рекомендованы для гипотима:
«ПОБЕДИТЕЛЬ»
Попробуйте
воспринимать окружающий мир с позиции победителя, которому все удастся в этой
жизни, который никогда не проигрывает, всем доволен, настроен на активное
действие. В этой роли нужно «жить» сначала несколько минут, затем час и более.
Доведите это время до 2—3 часов в день. При этом попытайтесь осознать реальные
преимущества, которые имеет человек, ощущающий себя победителем.
«ШУТ»
Сознательно
играйте роль шута в любой компании, где вам приходится быть. Рассказывайте
веселые истории (вам их придется заучить или придумать), разучивайте смешные
песенки с друзьями, «травите» анекдоты (хотя это вам, конечно, дастся с
трудом). При этом вам нужно постараться чувствовать себя комфортно, хотя это
сначала будет трудно. Но каждый удобный случай вам и нужно использовать для
того, чтобы снова и снова сыграть роль шута. Эта роль поможет вам увидеть мир
не таким мрачным, а людей не такими уж плохими.
«ПОХВАЛА, ИЛИ
Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ»
При планировании
любой предстоящей работы старайтесь разбить ее па мелкие этапы. После того как
вы выполните очередной этап, хвалите себя за каждую мелочь. И так каждый раз:
закончен этап — «Я хороший, я очень хороший».
В периоды подъема
сил упражнения для гипертима:
«ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК»
Возьмите себе за
правило—периодически приводить в порядок свои вещи, книги, учебники, записи.
Для начала наведите элементарный порядок у себя на столе. Определите каждому
предмету конкретное место и в дальнейшем постарайтесь класть его именно туда. «Навести
порядок в своих мыслях» вы можете с помощью дневника или еженедельника, в
котором следует записывать основные дела на предстоящий день и вечером
проверять, все ли вы выполнили из того, что было задумано. Стремитесь
осуществить все намеченное.
«КОНЕЦ — ДЕЛУ
ВЕНЕЦ»
Давайте учиться
делать одно пусть маленькое дело, но до конца. Установите очередность и
приступайте к выполнению. Помните, делу — время, потехе—час. До тех пор пока вы
работу не закончите, никаких увеселений, гостей, вкусных блюд, приятных
занятий. Пусть это будет только раз в неделю, но обязательно одно дело доводим
до конца.