Краткая характеристика Основных психотипов
и практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
Методика и вопросы тестирования приведены
Здесь.
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Шкала 6: ПСИХАСТЕНОИД
В детстве наряду
с некоторой робостью и пугливостью у таких детей проявляются склонность к
рассуждению и не по возрасту «интеллектуальные интересы». В этом же возрасте
возникают различные фобии — боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты,
страх остаться одному дома или за закрытой дверью и т.п.
Критическим
периодом, когда психастенические черты начинают проявляться с особой силой,
является начало обучения в школе. Это связано с необходимостью отвечать за себя
и тем более за других, что представляет одну из самых трудных задач для
психастеника.
Доминирующие
черты характера:
неуверенность и тревожная мнительность, опасение за будущее свое и своих близких.
Привлекательные
черты характера:
аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность,
ровное настроение, верность данным обещаниям, надёжность.
Отталкивающие
черты характера:
нерешительность, определенный формализм, безынициативность, склонность к
бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей, опасений. Причем
опасения адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в
будущем, по принципу «как бы чего не случилось» (вдруг меня или моих родных
укусит собака или я заболею или получу двойку и т. д.).
Поэтому
психастеноид так верит в приметы: обувь надевает только с правой ноги; если
запнется левой ногой, то обязательно плюнет три раза через правое плечо и т.
п., — считая их панацеей от всех бед.
Другой формой
защиты от постоянных страхов является сознательный формализм и педантизм, в
основе которых лежит идея о том, что если все заранее тщательно продумать,
предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана,
то ничего плохого не случится, все обойдется.
Таким подросткам
очень трудно принять практически любое решение, они все время сомневаются, все
ли обстоятельства и возможные последствия они учли. При этом они думают уже не
о том, как добиться успеха, а о том, как избежать возможных неудач и неприятностей.
Но если все же решение принимается, то психастеник начинает действовать
немедленно, так как боится сам себя—«вдруг передумаю».
«Слабое звено» этого психотипа: боязнь ответственности
за себя и за других.
Особенности
общения и дружбы.
Психастеноид стеснителен, застенчив, боится устанавливать новые контакты. В
отношениях со старыми друзьями ценит именно глубокий личностный контакт, друзей
у него немного, но эта дружба «на века». Помнит мельчайшие детали отношений и
от души признателен за внимание к себе.
Отношение к
учебе и работе.
Психастеноид способен заниматься, не поднимая головы, проявляя несвойственную
ему целеустремленность, настойчивость и усидчивость, длительное время, так как
боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей.
Долгое время сверяет полученный результат по справочникам, словарям,
энциклопедиям, позвонит другу, спросит у него и т. п.
Психастеноид, как
правило, подчиненный, который аккуратно, точно и в срок выполнит любую работу,
если задание конкретно и полученная инструкция четко регламентирует порядок его
выполнения. Таким людям по душе тихая, аккуратная, спокойная работа, например
работа библиотекаря, бухгалтера, лаборанта или надомная работа.
Педагогические
рекомендации
В перечень конфликтогенных
ситуаций следует включить:
·
ситуации,
когда необходимо принять самостоятельные решения;
·
ситуации
быстрого переключения с одного занятия на другое;
·
ситуации
выполнения заданий без четких указаний и инструкций;
·
ситуации
сильного беспокойства или страха;
·
ситуации
прямой критики самого подростка или его поведения;
·
ситуации
длительных физических или психологических перегрузок.
Педагогическая
помощь этому психотипу
направлена на преодоление чувства нерешительности, иногда даже
неполноценности, закомплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться
от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно осложняют его жизнь.
Поэтому при
общении с этим психотипом не надо постоянно обращаться к его чувству
ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем
случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу такого ребенка.
При установлении
контакта следует сначала подбодрить подростка, дать ему возможность вспомнить
и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно
решительным человеком. Если установятся доверительные отношения, можно обсудить
те опасения, которые ему мешают принимать решения. При этом вместе с ним
подробно рассмотреть возможные последствия, например, что может случиться и чем
это грозит или самому подростку, или его родным.
Во время беседы
следует поощрять решительные высказывания подростка, его готовность самостоятельно
принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними.
Благоприятными
являются ситуации спокойной, заранее регламентированной работы, когда нет
необходимости самостоятельно принимать ответственные решения.
Психотехнические
упражнение
«РИСК - ДЕЛО
БЛАГОРОДНОЕ»
Как правило, вы
долго и серьезно обдумываете любое более или менее важное решение. Наверное,
это разумно, но позвольте себе иногда безрассудные поступки, рискните и, самое
главное, не расстраивайтесь, если вы не получите нужный результат. Ведь жизнь
так увлекательна и интересна.Возьмите себе за правило хотя бы один раз в день
(неделю) совершать рискованный поступок (пусть совсем маленький, но обязательно).
«РЕШИТЕЛЬНОСТЬ»
Если вы попали в
ситуацию, когда вам нужно принять какое-то не очень принципиальное решение,
сделайте это сразу, решительно и бесповоротно, не начинайте обычные для вас
рассуждения. Ограничьтесь всего лишь одной минутой размышлений (лучше, если
это будет 30 сек). Приняв окончательное решение, ни за что не отступайте от
него. Постарайтесь перевести как можно больше ваших дел в разряд «не
очень принципиальных», чтобы их выполнение не зависело от долгих размышлении.
«ВНУТРЕННИЙ
ГОЛОС»
Во время принятия
мало-мальски важного решения вам часто. Приходится прислушиваться к различным
внутренним голосам, которые советуют совсем противоположное. Одни говорит,
например: «Не ходи сегодня гулять, на улице холодный ветер, можешь простудиться
и заболеть». Другой голос уговаривает: «Пойди погуляй, свежий воздух очень
полезен для здоровья!» Этот диалог может продолжаться бесконечно долго.
Научитесь принимать решение. Причем это нужно делать как можно быстрее, на
первых же минутах этого внутреннего диалога. И если вы приняли точку зрения
одного из этих внутренних голосов, значит, нужно действовать в соответствии с
ней, например идти гулять на улицу.