среда, 30 августа 2023 г.

Исторические Подходы к Лечению Депрессии – Средневековье

 

Святой Августин, живший в самом начале темных веков, заявил, что уныние и подавленность — наказание за грехи, а симптомы тяжелой клинической депрессии — признаки одержимости демонами.

 

Другие отцы церкви также относятся к меланхолии негативно. В их сочинениях она соотносится с одним из опаснейших грехов аскета — ацедией, бесчувственностью. «А теплых изблюю», — говорится в Писании. Ацедия ведет к утрате душевного огня, неспособности молиться всем сердцем. Монаха она атакует после приема пищи, ближе к полудню. «Полуденный демон» — это наименование из Псалтыри использует епископ Кассиан, говоря о меланхолии. Святая Хильдегарда Бингенская позже свяжет само грехопадение с депрессией: «Так случилось и с Адамом, ибо когда огонь в нем погас, меланхолия свернулась в крови его, и от того поднялись в нем печаль и отчаяние; и когда пал Адам, дьявол вдохнул в него меланхолию, каковая делает человека теплохладным и безбожным».

 


«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение», — пишет Иоанн Златоуст: от рутины монашеской жизни чувства могут притупиться, и инока перестанут посещать моменты божественного единения, благодатной молитвы. Он будет исполнять свои обеты автоматически, рационально — а меланхолия и есть искушение разумом. Христианская традиция инкриминирует ее языческим авторам — людям, поглощенным праздными раздумьями. Соответственно, лекарство против тоски — разнообразные трудовые практики, которые не давали бы мысли блуждать. Это могут быть сельскохозяйственные работы, плетение корзин — да что угодно, Кассиан, в частности, приводит пример монаха, который каждый вечер сжигал все плоды своего труда.

 

В 1621 году английский прелат Роберт Бертон выпускает 900-страничный труд «Анатомия меланхолии». Автор также объясняет заболевание «черной желчью» (которая все еще лидировала среди предполагаемых причин депрессии) и отмечает, что «темперамент на риск заболевания не влияет: меланхолии не подвержены только дураки и стоики». Бертон подробно классифицирует причины меланхолии, разделяя их на сверхъестественные (божественное или дьявольское вмешательство) и естественные; врожденные (темперамент, наследственные болезни и «неправильное» зачатие – например, в состоянии алкогольного опьянения или на сытый желудок) и приобретенные; неизбежные и не неизбежные. В качестве лекарства Бертон советует ограничить потребление мяса и молочных продуктов, отказаться от капусты, корнеплодов, бобовых, фруктов и специй, острого и кислого, слишком сладкого и жирного и вообще всех «сложных, источающих ароматы» блюд. Также Бертон призывает к балансу в сексуальной жизни: ведь «при чрезмерном половом воздержании накопившееся семя превращается в черную желчь и ударяет в голову», но «половая необузданность охлаждает и иссушает тело. В этом случае могут помочь увлажняющие средства: известен случай, когда таким образом вылечили молодожена, который женился в жаркое время года и через короткое время стал меланхоликом и даже безумным». Что именно автор подразумевает под «увлажняющими средствами», остается только догадываться.

 

«Скорбь о мире, не связанная с надеждой на Бога» — в такой трактовке ацедия фигурирует в текстах Фомы Аквинского, хотя позже католическая теология заменила ее в списке смертных грехов более простонародной «ленью». Данте в «Божественной комедии», впрочем, вернется к оригинальной трактовке:

 

«Еще ты должен знать, что под волнами

Есть также люди; вздохи их, взлетев,

Пузырят воду на пространстве зримом,

Как подтверждает око, посмотрев.

Увязнув, шепчут: «В воздухе родимом,

Который блещет, солнцу веселясь,

Мы были скучны, полны вялым дымом;

И вот скучаем, втиснутые в грязь».

 

Лечили от «демонов» примерно так же, как и в древности — с помощью наказаний, которыми больные должны были искупить свои прегрешения. Но и постепенное уменьшение влияния церкви к XVII–XVIII векам не принесло больным депрессией ничего хорошего: эпоха разума и рационализма объясняла болезнь «прогрессивно» — как недостаток самодисциплины и потворство лени. Впрочем, это вовсе не значит, что «лени» потворствовала и медицина — депрессию лечили пытками, призванными отвлечь больных от пагубной несобранности.

Вот несколько дополнительных подходов, которые могли использоваться для лечения депрессии в средневековье:

1.       Религиозные практики и молитвы: Верующим предлагалось обращаться к религиозным лидерам, молиться и исповедоваться. Вера в Бога и молитвы считались способом обрести душевное равновесие.

2.       Экзорцизм: В случаях, когда симптомы депрессии были интерпретированы как "присутствие демонов" или "злых духов", могли применяться практики экзорцизма. Экзорцизм представлял собой религиозный ритуал, целью которого было изгнание злых сил из тела больного.

3.       Травы и травяные средства: В средневековой медицине широко использовались травы и растения для лечения различных состояний, включая психические расстройства. Например, могли использоваться травы с успокаивающими свойствами, такие как мелисса, шалфей и валериана.

4.       Голодание и покаяние: Некоторые люди могли считать депрессию наказанием за грехи и обращаться к голоданию, аскетическим практикам или покаянию в надежде на исцеление.

5.       Санатории и уединение: В некоторых случаях больных депрессией могли отправлять на "отдых" или "лечение" в уединенные места, такие как монастыри или специальные учреждения, где они могли пребывать под воздействием спокойной обстановки и молитв.

6.       Астрология и амулеты: Веровалось, что позиции планет и звезд могут влиять на здоровье и психическое состояние человека. Могли применяться астрологические методы для определения подходящего лечения. Также популярны были амулеты и обереги, которые предполагалось, что защищают от злых духов и болезней.

 

Источники и дополнительная информация:

https://birdinflight.com/ru/mir/20170105-old-methods-of-curing-depression.html

https://daily.afisha.ru/brain/1797-chernila-melanholii-kak-lechili-depressiyu-pri-gomere-svifte-i-binsvangere/

https://www.prostranstvo.media/depressiya-istoricheskij-vzglyad-i-sovremennye-issledovaniya/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...