четверг, 14 марта 2013 г.

«Астеник» - Характеристика Психотипа Подростка


Краткая   характеристика Основных  психотипов  и  практические педагогические советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина"

Методика и вопросы тестирования приведены Здесь.

В информационную модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:

— доминирующие черты характера,
— привлекательные (положительные) черты характера,
— отталкивающие (отрицательные) черты характера,
— «слабое звено», уязвимое место характера,
—особенности общения и дружбы,
— отношение к учебе и работе.

После характеристики каждого психотипа даются практические педагогические рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций, провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа, и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.

Шкала 11: АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, ребенок часто капризничает, пла­чет, боится всего. Он очень чувствителен к громким звукам, яркому свету, его быстро утомляет даже небольшое количество людей, по­этому стремится к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раз­дражительность, склонность к ипохондрии.

Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплини­рованность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелю­бие, незлопамятность, способность к раскаиванию.

Отталкивающие черты характера: капризность, плаксивость, не­уверенность в себе, вялость, забывчивость.

Такие подростки робки, стеснительны, с явно заниженной само­оценкой, не могут при необходимости постоять за себя. Они испы­тывают большую тревогу в случае изменения внешних обстоятельств, ломки стереотипов, так как одним из механизмов психологической защиты является привыкание к одним и тем же вещам, укладу жизни.

«Слабое звено» этого психотипа: внезапные аффективные вспыш­ки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Астеник не стремится к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности, не проявляет инициативы. Круг друзей ограничен прежде всего из-за внезапной раздражительности и частых капризов.

Отношение к учебе и работе. Астенику часто мешает заниженная самооценка, тем более если педагог предъявляет повышенные тре­бования, так как знает, чти этот ребенок может учиться лучше. Но постоянные сомнения, чувство тревоги и страха перед возможной ошибкой мешают ему нормально работать на уроке, например отве­чать у доски даже в том случае, когда материал хорошо знаком.

Особенно его пугают внезапные вызовы к доске, потому что подросток не может мгновенно собраться с мыслями. Он теряется, краснеет, не может ответить и потом долго и мучительно переживает свой «позор».

Работа его также быстро утомляет и не приносит чувства радости или облегчения. Тяжелая и напряженная работа вызывает раздра­жение, подросток может заплакать от чувства бессилия. Поэтому он нуждается в периодическом отдыхе или чередовании разных видов деятельности. Но в любом случае это должна быть не очень интен­сивная физическая и психологическая нагрузка.

Педагогические рекомендации

В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

·         ситуации внезапного физического и психического напряжения;
·         ситуации открытых конфликтов, когда приходится отстаивать свою точку зрения;
·         ситуации, когда смеются над его слабостями, ошибками, неуме­лыми действиями;
·         ситуации вынужденного активного общения с большим количе­ством людей;
·         ситуации, когда необходимо быстрое переключение в работе или в общении;
·         ситуации, в которых надо проявлять определенную силу воли.

Основной целью педагогической помощи этому психотипу является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость, например публичные выступления, выполнение заданий, требующих определенной смелости. Но при этом задания должны быть посильными для ребенка.

Если астеник слабо успевает по какому-либо предмету, то педагог и родители должны оказывать дозированную помощь в очень так­тичной, ненавязчивой форме. Малейшие успехи должны быть заме­чены и поддержаны, закреплены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная оценка в целях повышения его уверенности в себе, изменения самооценки.

Для школьников этого психотипа особенно важным является продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы они не переутомлялись. Аффективные вспышки воз­можны в условиях соревнования, когда астеник начинают Понимать, что он не в состоянии стать победителем. Поэтому и в семье, и в школе не следует создавать или провоцировать ситуации соревно­вания, например «кто быстрее из вас выполнит домашнее задание, тот дольше будет гулять».

Психотехнические упражнения

«ПОМОЩЬ ДРУГИМ»

Вы очень внимательно относитесь к своим проблемам, и это хорошо. Но теперь попробуйте заняться проблемами других людей, помогайте им преодолевать их трудности. Эта забота и внимание к окружающим помогут вам переключиться, снимут лишнее раздраже­ние, придадут дополнительные силы. Возьмите себе за правило хотя бы один раз в день помогать, пусть в самом малом, кому-либо из окружающих, обязательно по­думать о другом и сделать для него что-нибудь.

«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА»

Несколько раз в день подходите к зеркалу и внимательно рас­сматривайте выражение своего липа. Скорее всего, первое время вы будете видеть лицо обиженного, раздраженного человека. Постарай­тесь улыбнуться самому себе, скажите при этом: «Я милый и хороший человек, у меня все в полном порядке. Я ни на кого не обижаюсь и не сержусь. Ничто меня не раздражает. Жизнь прекрасна!» Эти слова можно говорить и вслух. Повторите их несколько раз подряд, сохраняя на лице улыбку.



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...