Краткая характеристика Основных психотипов
и практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
Методика и вопросы тестирования приведены
Здесь.
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Шкала 11: АСТЕНИК
С детства плохой
сон, аппетит, ребенок часто капризничает, плачет, боится всего. Он очень
чувствителен к громким звукам, яркому свету, его быстро утомляет даже небольшое
количество людей, поэтому стремится к уединению.
Доминирующие
черты характера:
повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии.
Привлекательные
черты характера:
аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость,
исполнительность, дружелюбие, незлопамятность, способность к раскаиванию.
Отталкивающие
черты характера:
капризность, плаксивость, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки
робки, стеснительны, с явно заниженной самооценкой, не могут при необходимости
постоять за себя. Они испытывают большую тревогу в случае изменения внешних
обстоятельств, ломки стереотипов, так как одним из механизмов психологической
защиты является привыкание к одним и тем же вещам, укладу жизни.
«Слабое звено» этого психотипа: внезапные аффективные
вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.
Особенности
общения и дружбы. Астеник
не стремится к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности, не
проявляет инициативы. Круг друзей ограничен прежде всего из-за внезапной
раздражительности и частых капризов.
Отношение к
учебе и работе. Астенику
часто мешает заниженная самооценка, тем более если педагог предъявляет
повышенные требования, так как знает, чти этот ребенок может учиться лучше. Но
постоянные сомнения, чувство тревоги и страха перед возможной ошибкой мешают
ему нормально работать на уроке, например отвечать у доски даже в том случае,
когда материал хорошо знаком.
Особенно его
пугают внезапные вызовы к доске, потому что подросток не может мгновенно
собраться с мыслями. Он теряется, краснеет, не может ответить и потом долго и
мучительно переживает свой «позор».
Работа его также
быстро утомляет и не приносит чувства радости или облегчения. Тяжелая и
напряженная работа вызывает раздражение, подросток может заплакать от чувства
бессилия. Поэтому он нуждается в периодическом отдыхе или чередовании разных
видов деятельности. Но в любом случае это должна быть не очень интенсивная
физическая и психологическая нагрузка.
Педагогические
рекомендации
В перечень конфликтогенных
ситуаций следует включить:
·
ситуации
внезапного физического и психического напряжения;
·
ситуации
открытых конфликтов, когда приходится отстаивать свою точку зрения;
·
ситуации,
когда смеются над его слабостями, ошибками, неумелыми действиями;
·
ситуации
вынужденного активного общения с большим количеством людей;
·
ситуации,
когда необходимо быстрое переключение в работе или в общении;
·
ситуации,
в которых надо проявлять определенную силу воли.
Основной целью педагогической
помощи этому психотипу является создание ситуаций, в которых подросток
может проявить уверенность, твердость, смелость, например публичные
выступления, выполнение заданий, требующих определенной смелости. Но при этом
задания должны быть посильными для ребенка.
Если астеник
слабо успевает по какому-либо предмету, то педагог и родители должны оказывать
дозированную помощь в очень тактичной, ненавязчивой форме. Малейшие успехи
должны быть замечены и поддержаны, закреплены. Иногда может быть оправданной и
немного завышенная оценка в целях повышения его уверенности в себе, изменения
самооценки.
Для школьников
этого психотипа особенно важным является продуманный режим труда и отдыха,
разумное чередование нагрузок с тем, чтобы они не переутомлялись. Аффективные
вспышки возможны в условиях соревнования, когда астеник начинают Понимать, что
он не в состоянии стать победителем. Поэтому и в семье, и в школе не следует
создавать или провоцировать ситуации соревнования, например «кто быстрее из
вас выполнит домашнее задание, тот дольше будет гулять».
Психотехнические
упражнения
«ПОМОЩЬ
ДРУГИМ»
Вы очень
внимательно относитесь к своим проблемам, и это хорошо. Но теперь попробуйте
заняться проблемами других людей, помогайте им преодолевать их трудности. Эта
забота и внимание к окружающим помогут вам переключиться, снимут лишнее
раздражение, придадут дополнительные силы. Возьмите себе за правило хотя бы
один раз в день помогать, пусть в самом малом, кому-либо из окружающих,
обязательно подумать о другом и сделать для него что-нибудь.
«ЖИЗНЬ
ПРЕКРАСНА»
Несколько раз в
день подходите к зеркалу и внимательно рассматривайте выражение своего липа.
Скорее всего, первое время вы будете видеть лицо обиженного, раздраженного
человека. Постарайтесь улыбнуться самому себе, скажите при этом: «Я милый и
хороший человек, у меня все в полном порядке. Я ни на кого не обижаюсь и не
сержусь. Ничто меня не раздражает. Жизнь прекрасна!» Эти слова можно говорить и
вслух. Повторите их несколько раз подряд, сохраняя на лице улыбку.